
Взять для примера Life is Strange. Первая серия, несмотря на все спорные моменты, попытки запудрить игрокам мозги и отчаянное топтание на месте, умудрилась зацепить моё внимание. Финал, который не финал, а скорее клиффхэнгер, заставил ждать полтора месяца и гадать на кофейной гуще, в какую сторону развернётся история. И развернётся ли вообще.
И вот второй эпизод, озаглавленный как Out of Time, благополучно вышел. Но вместо того, чтобы кинуться его проходить, пришлось отсрочить знакомство на неопределённый срок - извини, Dontnod, но дела накопились... Ровно тоже самое происходило и с последующими: я где-то у себя в памяти ставил пометку, что да, вот и вышел кусочек игры, надо как-нибудь потом приобщиться и чего-нибудь написать. И вот это самое слово "потом" превратилось в монолитную бетонную стену, надёжно отгородившую меня от LiS.
Каждый раз, когда возникает мысль пройти игру, приходится одёргивать самого себя: некогда, да и неохота тратить на очередную унылую лесбийскую мелодраму добрый десяток часов. Хорошо, я смог бы выделить на это по два-три часа в месяц. Но в один заход терпеть все эти слюни и сопли, обильно сдобренные затянутыми сценами и пустыми, ни к чему не ведущими диалогами (а перечисленное там наверняка есть, причём в ассортименте - как и в любом "драматическом" сериале) - нет уж, увольте.
Ровно тоже самое случилось и с Tales from the Borderlands: уважаю вселенную, правда без фанатизма; когда-то уважал и бракоделов из TellTale Games. Но я, опять же. прекрасно понимаю, что за бодрым началом скрывается пара-тройка вымученных эпизодов, в которых персонажи будут вяло переругиваться и корчить приключенческую комедию положений. А потом, может быть, концовка не разочарует. Но вспоминая о The Wolf Among Us и втором сезоне The Walking Dead - нет, разочарует со 100% гарантией.
И тогда я пришёл к выводу, что игросериалы для меня начали сливаться в единое и безликое серое полотно. Они существуют по одним и тем же законам: первые эпизоды обычно лучшее, что могут предложить их авторы; затем следуют откровенно проходные "серии", созданные ровно с одной целью - посильнее затянуть прохождение. Концовки всегда напрочь слиты, потому что потому. Закон жанра: сериалы обычно делает толпа людей, не имеющих представления о том, куда же в результате всех перипетий заведёт сюжет. Да и набирающая обороты интрига вносит свою лепту: обычно фанатский хайп к завершению достигает таких масштабов, что оправдать его может разве что какой-то гениальный разворот на 180 градусов. Коих не случалось целую вечность.
И вот здесь пора бы выделить основные недостатки стремительно распухающего жанра.
Во-первых, банальная затянутость. Очень часто разработчики сами не знают, чем занять игроков в рамках истории, тянущей максимум на короткий рассказ, и начинают отчаянно хитрить - выдумывают на пустом месте загадки, не имеющие внятных ответов, вводят в повествование персонажей, о которых впоследствии напрочь забывают, балуются с метафорами и образами. И зачем? Да просто чтобы Клементина вышла к орде зомби до горизонта и скорчила суровую рожу. Ага, типа взросление изобразила.
Во-вторых, неумение выдерживать сроки. На моей памяти была только одна эпизодическая игра, выходившая по расписанию. Конечно же речь о Resident Evil: Revelations 2. Правда переноса графика на неделю проекту избежать всё равно не удалось, но каждая из четырёх частей выходила чётко в указанный день. И пускай игра всё равно оказалась говном, но хотя бы говном пунктуальным. Остальным повезло меньше: лоскутное одеяло Blues and Bullets, криво сшитое из кусков полюбившихся создателям игр, очевидно растянется на долгие годы; TellTale вообще не выдерживает никакой критики - задержки в выпусках серий по полгода в порядке вещей, ведь клепать на конвейере приходится разом по три-четыре игры.
В-третьих, - и с этим ничего не поделать - утрата интереса со стороны игроков. Когда тебя отчаянно мурыжат на протяжении месяцев, кормят вкусными обещаниями без конкретики, а в итоге выпускают жалкий огрызок, без которого вполне можно прожить, ты начинаешь остывать к происходящему, теряешь интерес к продолжению... Нередко по этой причине я ставлю подобные проекты на "паузу", которая либо растягивается на годы, либо не заканчивается вовсе.
И да, не все подобные игры имеют шансы на благополучное завершение. Где там, говорите, Hal-Life 2: Episode Three и продолжение SiN Episodes?
Важно понимать, что речь не идёт о стилизации под телешоу. Алан, расслабься!
Кто бы что ни говорил, но эпизодическая модель распространения - абсолютное зло. Может показаться, что это здорово помогает сэкономить на разработке и собрать полезный фидбек, но по сути это всего лишь очередная попытка манипулировать аудиторией, скармливая ей неравноценные куски контента. И судя по тому, что подобным начинают баловаться даже крупные издатели (King's Quest, Hitman и ремейк Final Fantsy VII тому пример), тенденция только набирает обороты. С чем вас и поздравляю. Нормальных игр станет ещё меньше.