.

Рецензия на игру SOMA

Месяц назад все страшно радовались выходу SOMA и хором хвалили Frictional Games за потрясающую историю и густую атмосферу, возносили её до небес в рецензиях и отзывах, снимали бесконечные летсплеи. А я спокойно занимался своими делами и старался пережить всеобщий хайп на безопасном расстоянии.

Тем временем, где-то в тёмных подвалах, куда не заглядывает свет солнца, зародилось и самоорганизовалось сопротивление. Обычно это были люди, настроенные по отношению к игре крайне скептически. Именно они обвиняли авторов в неумении "сделать страшно" и интересно. К этой же условной группе можно отнести и знатоков творчества шведов, раскопавших в файлах и исходниках нереализованные идеи, угробленные доминированием на сцене Outlast.

Сразу оговорюсь, что не отношусь ни к какому лагерю - ни противников, ни поклонников. Просто несколько читателей попросили высказаться. И я выскажусь. Да так, что не заткнёте.

Ниже пойдут спойлеры, так как обсуждать такой проект без спойлеров - дохлое дело.


На самом деле, главная проблема SOMA в том, что её создатели задолго до выхода самостоятельно заспойлерили все самые интересные находки. Во втором или третьем тизер-трейлере показали, что действие происходит на подводной исследовательской базе ПАФОС-II, а не на космическом корабле, свободно дрейфующем в безвоздушном пространстве (хотя такие догадки посещали первым делом). Затем в сюжетном ролике ткнули нам в лицо постулатом, что главный герой, мягко говоря, не совсем человек, а точнее - совсем "не". И в итоге продолжили разочаровывать нас, на ходу раскрывая основную интригу и подменяя её второстепенной: да, друзья, Саймон - копия самого себя из далёкого прошлого, каким-то макаром очутившаяся в безрадостном будущем, в океанских глубинах. Всего лишь копия, засунутая в труп!

И если вы сейчас готовитесь меня возненавидеть за разрушенную интригу, то спешу огорчить: об этом нам рассказывают в первые полчаса-час игрового времени. То есть с порога. И я искренне уверен, что если бы авторы не спешили вываливать на игроков сюжетные спойлеры, то получилось бы гораздо лучше.


А затем случается странное. После жирно очерченного конфликта, причём протагониста со своим же естеством, не происходит ничего. Саймон виртуально пожимает плечами - ну копия и копия, - отказывается истерить и страдать об утерянной жизни, да и вообще чересчур спокойно принимает новую реальность. Его не сильно волнует глобальный катаклизм, уничтоживший человечество, не парит, что станцию захватил враждебный искусственный интеллект, а по отсекам и коридорам бродят агрессивные полукибернетические уроды. Мало интересует, почему роботы считают себя людьми. В конце концов, даже тот факт, что все умерли, в том числе и он сам. Неужели мы играем за круглого идиота?

На мой сугубо необъективный взгляд, SOMA целиком соткана из противоречий и упущенных возможностей. Есть на первый взгляд крутая история, но при ближайшем рассмотрении она оказывается сборной солянкой из идей Азимова, Дика и Брэдбери. И тот, кто прочёл в своей жизни хоть пару-тройку произведений из золотого фонда научной фантастики, поймёт это сразу. Да и подают сюжет неряшливо, урывками: то вываливая на игрока кучу лишней информации, которую стоило бы приберечь до финала, то пытаясь скрыть "важное откровение", до которого все уже дошли своим умом полчаса назад. Порой авторы вовсе пропускают незначительные по их мнению эпизоды и переключают уровни вручную.


Не меньше вопросов и к "процессу" в целом, и к отдельным возможностям. Например, вы можете хватать и вертеть в руках чашки, ложки, поварёшки и другие интересные предметы. И даже бросать их. Но зачем? Да, возможно это придаёт каплю реализма происходящему, но по факту ничего не меняет и не открывает никаких дополнительных тактических приёмов и схем.  Частенько выпускают на бесцельные прогулки по глубоководью. Ещё в игре попадаются грозные монстры - их вроде бы следует бояться, от них нужно прятаться и убегать. Но полноценной игры в кошки-мышки не выходит - враги как на подбор тупы, глухи, слепы и реагируют только на совсем уж безалаберные действия. Например, можно без труда прокрасться у супостата за спиной и наверняка он вас не заметит. Или спрятаться за ящиком высотой в метр на расстоянии вытянутой руки. И лишь когда срабатывают важные триггеры, твари пытаются проявить зачатки интеллекта и наседают всерьёз. И я уже молчу, что многие загадки лишены логики и решаются методом перебора.


Беспомощный финальный твист вовсе перечёркивает некоторые предшествующие события и нарушает без того хрупкую логику произведения. Не сильно, но всё же. Почему же Frictional Games однажды уже использует приём с копированием разума и показывает события с новой точки зрения, а в финале проделывает ровно тоже самое, но ради сохранения драматического эффекта игнорирует факт "переноса" и продолжает "прежнюю жизнь"? Мягко говоря, непоследовательно действуют. И сцена после титров ничуть это не компенсирует.

В результате, SOMA - это не приключение, не хоррор и даже не триллер. Скорее интерактивная притча о том, что же на самом деле значит быть человеком. Правда рассказана она очень сбивчиво, да ещё обильно сдобрена банальной гуманистической пургой, которую впечатлительные личности склонны принимать за серьёзный философский подтекст. Но если отбросить всю шелуху в сторону, то у нас останется всего лишь совершенно никакущая игра - без внятной механики, сносной оптимизации, но зато с умеренно интересной историей и отличной визуальной стилистикой. Кому-то этого покажется мало, кому-то в самый раз.

Копия игры предоставлена копилкой.

COMMENTS

.
Имя

А вы играли? Блоговая игра Важно Вестник Steam Greenlight Дискуссии Как дела на ВГ? Кино Конкурс Косплей Летсплей Новости Новый год на VG Подкаст Превью Рецензии Сериалы Спец Тема недели ADR1FT DevBlog Layers of Fear The Solus Project
false
ltr
item
VGblogs.ru: Рецензия на игру SOMA
Рецензия на игру SOMA
На самом деле, главная проблема SOMA в том, что её создатели задолго до выхода самостоятельно заспойлерили все самые интересные находки. Во втором или третьем тизер-трейлере показали, что действие происходит на подводной исследовательской базе ПАФОС-II, а не на космическом корабле, свободно дрейфующем в безвоздушном пространстве (хотя такие догадки посещали первым делом). Затем в сюжетном ролике ткнули нам в лицо постулатом, что главный герой, мягко говоря, не совсем человек, а точнее - совсем "не". И в итоге продолжили разочаровывать нас, на ходу раскрывая основную интригу и подменяя её второстепенной: да, друзья, Саймон - копия самого себя из далёкого прошлого, каким-то макаром очутившаяся в безрадостном будущем, в океанских глубинах. Всего лишь копия, засунутая в труп!
https://1.bp.blogspot.com/-sa9iQaVzBiw/Vj2wKZfeg1I/AAAAAAAAVJ0/eHcrlf99em8/s1600/SOMA.jpg
https://1.bp.blogspot.com/-sa9iQaVzBiw/Vj2wKZfeg1I/AAAAAAAAVJ0/eHcrlf99em8/s72-c/SOMA.jpg
VGblogs.ru
http://www.vgblogs.ru/2015/11/soma-mnenie.html
http://www.vgblogs.ru/
http://www.vgblogs.ru/
http://www.vgblogs.ru/2015/11/soma-mnenie.html
true
3993110173966275260
UTF-8
Not found any posts VIEW ALL Readmore Reply Cancel reply Delete By Home PAGES POSTS View All RECOMMENDED FOR YOU LABEL ARCHIVE SEARCH ALL POSTS Not found any post match with your request Back Home Sunday Monday Tuesday Wednesday Thursday Friday Saturday Sun Mon Tue Wed Thu Fri Sat January February March April May June July August September October November December Jan Feb Mar Apr May Jun Jul Aug Sep Oct Nov Dec just now 1 minute ago $$1$$ minutes ago 1 hour ago $$1$$ hours ago Yesterday $$1$$ days ago $$1$$ weeks ago more than 5 weeks ago Followers Follow THIS CONTENT IS PREMIUM Please share to unlock Copy All Code Select All Code All codes were copied to your clipboard Can not copy the codes / texts, please press [CTRL]+[C] (or CMD+C with Mac) to copy