Да, друзья, снова в прицеле строгого и неподкупного блога VG платформер, но на этот раз про отважных (или неописуемо глупых и самонадеянных) покорителей космоса, решивших как следует изучить феномен чёрных дыр. Экипаж космического корабля, состоящий сплошь из клинических раздолбаев, под предводительством не самого рассудительного капитана попадает в переделку, из которой вытаскивать горе-исследователей придётся вам. Да ещё при активной поддержке стервозного и язвительного искусственного интеллекта Auriel.
Важное отличие Blackhole ото всех собратьев по жанру в том, что под личиной научно-фантастического платформера скрывается самая настоящая комедия про космических приключенцев. Причём комедия по-настоящему смешная, необычная и с кучей неожиданных шуточек-прибауточек. Самое интересное, избранная повестововательная манера очень гармонично ложится на происходящее непосредственно в самой игре. Ощущения дисгармонии или бестолкового "петросянства" не возникает никогда.
Ещё игру хочется описать одним простым словом: "живая". Не знаю по какой неведомой причине всплыло в сознании это словечко, но чешская FiolaSoft Studio, судя по всему, в процессе разработки чётко представляла себе финальный результат, ну или хотя бы не теряла из вида оригинальный концепт. Происходящее на экране прямо-таки фонтанирует энергией и заряжает позитивом, несмотря на то, что механика в целом очень комплексная, сложная и требует внимательного подхода к освоению.
Игровой процесс условно можно разделить на этапы паззлов, скоростного платформинга и ситуационного юмора. В роли маленького отчаянного космонавта вы путешествуете по порталам, исследуете локации в поисках... скажем так, "единиц скопления нанороботов", жизненно необходимых для ремонта пострадавшего при неудачном приземлении звездолёта. Затем приходится решать зачастую дико запутанные головоломки, потому что на каждом таком уровне присутствуют и коварные природные ловушки, и движущиеся платформы и объекты, и зоны переключения гравитации (при столкновении с ними уровень "переворачивается" и пол легко превращается в потолок или стену), и озёра с жидкостью, похожей на воду, но обладаюшей несколько иными физическими свойствами. В итоге отправляешься на поиски приключений, которые неизвестно куда заведут и непонятно какие опасности в себе таят.
Разумеется, погибать в таких "хабах" в процессе сбора нанороботов приходится не раз и не два, а то и даже не полсотни. Вы раз за разом разбиваетесь в лепёшку при падении с огромной высоты, напарываетесь на шипы, сгораете в лаве - всех способов жестоких умервщлений и не перечесть. А стервозная девица-ИИ вовсю насмехается над вашими неудачами, изрекает что-нибудь в духе "Я так и знала!" и постоянно откидывает вас к точке сохранения - телепорту. И вы в очередной раз повторяете свой поход за ресурсами. Благо собирать всё-всё-всё необязательно, у каждого уровня есть минимальный "проходной балл", по достижению которого вас пустят дальше. Но коварство Blackhole заключается в том, что хочется оттарабанить уровень на "отлично", собрать всё, что только можно, и побить рекорд скоростного прохождения. Поэтому будьте готовы потратить на игру не один десяток часов - оно того стоит и удовлетворения от собственной смекалки и ловкости получите полные штаны.
Ну а чтобы игроки ни в коем случае не заскучали, головоломки перебивают бешенными забегами по огромным запутанным уровням. Стоит вам пройти серию головоломок, как случится сюжетный твист: к примеру, вы встречаете ещё одного выжившего члена экпипажа, который всеми силами постарается помочь, чего-нибудь натворит и спровоцирует землетрясение. А вы потом с криками, приступом паники и потеющими ладошками убегаете от преследующей лавы, выжигающей всё на своём пути. Нечто похожее было в том же Rayman Legends (а если вам больше пятнадцати лет, то ещё в тысяче тысяч платформеров), но FiolaSoft Studio возвели идею в абсолют: в такие моменты игра перестаёт прощать ошибки вовсе и каждая секунда промедления оборачивается неминуемой гибелью и рестартом. Хардкор? Ещё какой! Но зато после подобных испытаний гордишься собой на всю катушку!
И ещё один важный момент. Обычно многие разработчики проектируют схему управления и баланс спустя рукава, отчего в итоге прохождение на поздних этапах скатывается в натуральный ад. Blackhole тоже может похвастаться завышенной сложностью, но: пускай цена ошибки высока, успех миссии зависит полностью от вас. Управление на геймпаде получилось на удивление мягким, отзывчивым и интуитивным. Стоит набить руку и понять логику авторов, как спустя какие-нибудь час-полтора вы сможете выделывать натуральные чудеса. Конечно, злополучные "недолёты" и "перелёты" никто не отменял, но результат их полностью ложится на игрока. Проще говоря, авторы выдают филигранно настроенный инструмент, ставят чёткую задачу, а решение целиком и полностью ложится на вас.
И пускай я не люблю всех этих громких званий вроде "Лучший игра десятилетия" или "Платформер года", но положа руку на сердце могу совершенно точно сказать, что Blackhole - это просто отличная игра, идеально выверенная и продуманная. Она весёлая, сложная, симпатичная, обаятельная. И, как я уже говорил выше, очень живая. Создателям удалось усидеть сразу на десятке стульев: ситуационная комедия без грамма пошлости, но с сильным привкусом ностальгии по золотой эпохе НФ плавно перетекает в уютную головоломку на манер Portal (речь строго про восприятие и эмоции), затем в хардкорный, выматывающий последние нервы платформер. А потом снова, обратно, вверх ногами и наперекосяк. Игра крайне эффективно использует метод кнута и пряника таким образом, что вы радуетесь как ребёнок и требуете ещё.
Что тут скажешь: надо бегом покупать.
10/10