Тот, кто борется с монстрами, не сможет уберечь себя, чтобы самому не стать монстром. - Фридрих Ницше.
Новая инди-RPG с сильным привкусом классических роад-муви интриговала, прежде всего, красочными предупреждениями о расизме, сексизме, гомофобии, употреблении наркотиков, жестокости и прочих, так радующих геймеров, запретных темах. Всё вышеперечисленное привлекло не совсем ту аудиторию, и многие в итоге остались разочарованы. Перед ними оказалась не новая Postal, а скорее более разветвленная, но не менее романтичная и взрослая To The Moon. На первый взгляд, это очередной текстовый ромком, с претензией на симулятор жизни, прямиком из RPG-Maker. Так-то оно так, но есть в ASM что-то запоминающееся... и запоминающееся надолго. Она помогает взглянуть на себя со стороны, оценить собственные поступки, увидеть печальные последствия эгоистичных решений. Не ждите шокирующего опыта, спасать в очередной раз мир не придется. Always Sometimes Monsters - игра о значимости повседневных решений обычного человека в не лучшее время его жизни.
В центре событий - загнанный в угол писатель, жизнь которого катится ко всем чертям. Он всем вокруг должен, жить негде, а единственная настоящая любовь через месяц сыграет свадьбу с кем-то другим. Я думаю, каждый человек, который в своей жизни испытывал отчаяние и не знал как жить дальше, почувствует связь со своим персонажем и постарается пройти с ним весь тернистый путь. Игра ощущается очень реальной и серьезной, несмотря на довольно детский вид. Совсем уж глобальных вопросов добра и зла ожидать не надо, но это тут и ни к чему. Покормить ли уличную собаку, помочь ли ребенку и быть ли лучшим человеком в собственных глазах, или же обокрасть милую старушку, когда от этих денег зависит будешь ли ты спать в тепле или на грязном матрасе в подворотне?
Интенсивность игры идет по синусоиде, динамичный сюжет внезапно сменяется утомительными однообразными действиями (из-за них появляется противное чувство раздражения и скуки), но через время снова выдает твист, достойный лучших романов. Последний час игры я, кажется, сидела с открытым ртом - настолько всё происходящее было увлекательно, мощно и значимо.
Я всегда выбирала быть просто хорошим человеком, видимо есть все-таки такая профессия. Поэтому мои решения оказались немного пресными. Возможно, стоило быть смелее. Обязательно пройду игру еще раз, более хулиганским образом, потому что осталось слишком много вопросов: а что, если бы я поступила иначе? Совсем как в жизни.
ASM игра далеко не для всех, ее нельзя однозначно порекомендовать. Но присмотреться к ней стоит. Уверенно проберитесь сквозь тонны текста (пусть и на довольно простом и разговорном, но английском; русского перевода пока нет), рутинную работу (как насчет перетащить сотню коробок с места на место, чтобы купить себе сэндвич?), и получите прекрасную историю, над которой будете размышлять не один вечер. Vagabond Dogs проделали отличную работу на поприще виртуальной новеллы. Если вы готовы ненадолго отказаться от перестрелок, магии и прокачки уровней ради истории отношений, то вы прекрасно скоротаете десяток часов за прохождением Always Sometimes Monsters.
Ну а главный вывод - кто же здесь все-таки монстр, - каждый сделает для себя сам.