"Угасшие"/"Призраки" (The Fades)
Был (и есть) в фантастической литературе такой глупый синтетический жанр "городское фэнтези". Причём под одну гребёнку часто чешут и сопливые романы о гламурных вампирчиках для девочек-подростков, и мясорубные боевички про "спецназ против нечести" для не самой притязательной аудитории, и порой сюда же относят меланхоличные истории Нила Геймана и последователей. Хотя, по большому счёту, всё вышеперечисленное относится к старой доброй мистической литературе.
"Угасших" (в официальной версии прижилось безлико-дебильное "Призраки") часто относят к urban fantasy по чистому недоразумению: в многосерийном фильме Тома Шэнклэнда переплелось так много мотивов и жанров, что однозначно отнести его, допустим, к ужасам или комедии никак не получится. Отсюда и неразбериха с названием, которое настраивает совсем на иной лад, нежели изначально было задумано.
Авторы, к счастью, не пытаются корчить серьёзные рожи и делать вид, что выдают нам крохотными порциями сакральное знание. В сериале умудряются как поднимать серьёзные вопросы самоопределения и поиска собственного места в реальности, так и вволю иронизировать над гик-культурой, неловким подростковым сексом и миром, стремительно катящимся к тотальному апокалипсису. Всё это вперемешку с шутками-прибаутками и жизнерадостной матерщиной. Отсюда и шокирующая, правдивая и безапелляционная концовка. Ну, вот так и никак иначе, смиритесь: "Life is such a bitch".
Неудивительно, что BBC одумались и решили ограничиться единственным сезоном из шести часовых серий.
"Утопия" (Utopia)
Сериал "Утопия" вышел на малых экранах только в прошлом году, но внезапно оказался настолько успешным, что его вопреки известной английской традиции его уже продлили на второй сезон. Если коротко, то сюжет вращается вокруг одноимённого графического романа, нарисованного гениальным генетиком, закончившим свои дни в психушке. Там он рассказал о некоем заговоре, который запросто может уничтожить человечество. Естественно, сразу же на свет полезли поклонники конспирологических теорий, а в каждом схематичном рисунке начали искать намёки на страшную правду. И вот несколько великовозрастных балбесов, знакомых друг с другом по тематическому интернет-форуму, узнают, что оказывается есть продолжение - второй том, без цензуры и с реальными именами.
Удивительно, но авторы сериала умудрились с помощью очень скромного набора выразительных средств нарисовать страшную и реалистичную картину глобального заговора. Вроде бы ничего особенного не показывают, персонажи несут полнейшую околесицу, кто-то кого-то постоянно убивает, но всё вместе складывается в мозаику единого плотного сюжета. Прибавьте сюда полное отсутствие цензуры: в кадре пытают людей хлором в глаза, устраивают пальбу в школе и творят прочие зверства. При этом жанр традиционно плавает между чёрной комедией, триллером и драмой. Но особо впечатлительным лучше проигнорировать.
Финал сезона не то чтобы совсем открытый, отдельные мрачные тайны прошлого раскрывают, чай не Lost снимают про "все умерли и бредят", но однозначной концовки не ждите. И да, Дэвид Финчер уже изъявил желание снять американский ремейк.
"Дирк Джентли" (Dirk Gently)
Вольная экранизация прозы Дугласа Адамса про детектива-холистика Дирка Джентли и его беднягу-напарника Ричарда МакДаффа получилась остроумной, злободневной и во всех смыслах превосходной. Но, как это обычно бывает у BBC, сериал закрыли раз и навсегда - после микросезона из трёх серий (не считая пилотной). Причем боссам с телевидения невдомёк, что аудитория у сериала была и увеличивалась бы с каждым сезоном. Но нет, гораздо проще новичка-пловца огреть по голове веслом и утопить, нежели попытаться вырастить из него олимпийского чемпиона.
Придурковатый и хамоватый Дирк на протяжении всей своей жизни непоколебимо уверен в собственной правоте, плюёт на нормы приличия и морали, использует окружающих исключительно в корыстных целях и видит между всем в этой вселенной особую нерушимую связь. Пускай выводы его зачастую нелогичны и безумны, но так или иначе они выводят злодеев на чистую воду и помогают узнать правду.
Стивен Мэнгэн, Даррен Бойд и Лиза Джексон играют ярко, с энтузиазмом, шоу стоит смотреть только ради них, а от язвительных сценаристов на орехи получает не только родное правительство, но и окончательно зарвавшиеся в своей внешней политике США. Вместе с тем, команде создателей ни разу не изменяет чувство вкуса. Ещё одно гениальное творение ТВ, которое останется в веках и по хорошему достойно больших экранов.