Спешу поделиться с вами мнением Михаила Лекомцева (программиста, подкастера и просто моего боевого друга) по поводу This War of Mine. Так уж вышло, что в оценке игры мы с ним как-то не сошлись, но это и хорошо - вам интересно будет сравнить нашу писанину со своими ощущениями. Поэтому публикую его "версию событий".
Тем, кто в игру не играл, не рекомендую читать дальше - в тексте нет сюжетных спойлеров (спойлерить нечего), но есть описание разных геймплейных моментов, до которых лучше добраться самому. На них строится вся атмосфера игры, и я не хочу никому ее разрушить. Если кратко, то This War of Mine я крайне рекомендую к покупке, возможно не за полную стоимость, но по скидке хотя бы в 30% отрывайте сразу.
А теперь самое время ее покритиковать.
Игра замечательная, не подумайте что я ее ругаю, просто во время прохождения отдельные моменты помешали мне насладиться ей в полную меру. Видимо я ожидал немного другого, вроде акцента на неудобных обыкновенному человеку вопросах, на которые в обычной размеренной жизни нам, слава Супермену, не приходится отвечать. У авторов были все карты на руках, а инди-формат позволял поместить в игру столько всего...
Война - это всегда невыносимая боль и бездонное море страданий для людей, случайно оказавшихся в ней по уши. Но как раз этого в игре нет: на все вопросы, которые игра ставит перед игроком, можно всегда с уверенностью ответить, что вот это хорошо, а вот это плохо. Защитить девчонку в супермаркете от военного - хорошо. Красть у священника - плохо. По ходу игры не приходится делать сложный выбор, так как у него нет последствий. Например, когда я ограбил военных (чтобы их ограбить нужна всего одна несчастная отмычка и никакого стелса), то ожидал, что начнутся рейды в поисках грабителей, возможно пострадают мои соседи, или даже мой дом, и впоследствии я бы сто раз пожалел о вылазке. Но нет, их можно грабить без устали и не опасаясь ничего. Все персонажи либо однозначно плохие, либо хорошие, и это сразу понятно. Есть дезертиры: можно было бы повернуть так, что они дезертировали не случайно, что у них были на то причины - например, мы бы подслушали подобный разговор случайно, и, возможно, нам было бы стыдно у них воровать. Но нет, они просто плохие - захватили чужой дом и заморили голодом хозяина.
В игре нет спорных моментов вовсе. Мы всегда четко видим разницу между добром и злом. Опять же, когда ты пытаешься помочь другим персонажам, игра может на это странно отреагировать. К примеру, в игре есть церковь, которую разрушенный подземный проход соединяет с жилым домом. Я подумал, что неплохо бы расчистить завалы, ведь люди смогут спокойно перемещаться без риска стать очередной мишенью снайпера. Но, в ответ на это действие, священник просто решил набить морду моему персонажу - без всяких предупреждений, сразу после расчистки второго завала. Потом я решил помочь больнице и отдал почти задарма им немного припасов, что очень обрадовало мою группу, да и я сам был рад. В другой раз, когда у меня накопилось припасов с лихвой, я отнес им консервы, самогон и сырую еду (все это ценных товар) и просто подарил им. И подобный жест доброй воли никак не подействовало на мою группу. Выходит, подобное срабатывает лишь раз, и в тот момент для меня вся атмосфера рухнула и осталась голая механика. А механика в игре не ахти, потому что есть имба-способ убивать кого угодно. Стоит однажды укрепить жилище и положить в инвентарь пистолет и патроны - всё, можно больше не волноваться, его никогда не ограбят. А еда из ловушек бесконечная.
Ну, вы поняли.
Однако This War of Mine стилистически и атмосферно очень сильная. С удовольствием прошел ее и под конец чувствовал себя победителем: ни одного плохого поступка, зато все злодеи наказаны (убиты).