This War of Mine на выходе вызвала такую бурю эмоций, даже удивительно - чай не Hatred. Интересно вот что. Кто-то неизбежно будет ругать её за плоскую и предельно прозрачную механику, которая заставляет следовать чёткой схеме и зачастую наказывает за любые эксперименты тяжкими последствиями. Кто-то станет боготворить за необычную тематику, яркие эмоции, правильную меланхолию и надрыв. Для меня же это игра, иногда вынуждающая несведущего новичка проявить истинную сущность в условиях гражданской войны.
Начинается всё с того, что вокруг разруха, голод, нищета и кто-то с кем-то воюет. Разумеется, можно абстрагироваться и представить на секунду, что это такая своеобразная изнанка привычного милитари-шутера: пока вы в какой-нибудь Call of Duty несёте злобным варварам демократию и просвещение, население сталкивается с проблемами, доступно показанными 11bit. Пока вы любуетесь проносящимися полыхающими артиллерийскими снарядами и минируете стратегически важные объекты, местному населению нечего есть и, во многом благодаря вам, негде жить.
Вот тут и наступает прозрение. У вас в распоряжении нет профессиональных спецназовцев с бесконечным боезапасом или каких-нибудь специалистов по выживанию с кучей инструментов, только случайные люди со случайными навыками - зачастую бесполезные в житейском плане. В списке задач нет никаких пунктов про спасение мира, уничтожение очередного диктатора, лишь банальная бытовуха вроде извечных вопросов "Что мы сегодня будем есть?", "Где мы будем спать?", "Чем срочно вылечить обычную простуду, пока она не переросла в полноценную пневмонию?".
И чем глубже вы погружаетесь в обустройство быта в эпицентре вооружённого конфликта, тем больше моральных дилемм ставит перед вами игра. Причём дилеммы не надуманные и заранее срежиссированные, а во многом случайные и замешанные на фундаменте ваших моральных принципов. Когда у вас пусто в кладовке, жилище битком набито измождёнными голодающими гражданами, а лекарства и стройматериалы роскошь, то тут уж, извините, не до чистоплюйства. Ситуации, в которых вам приходится грабить беспомощных стариков (обрекая их на верную смерть) или устраивать бойню за пару банок консервов, встречаются сплошь и рядом, пугают и заставляют испытывать отвращение к самому себе. Отвращение, даже с поправкой на виртуальную природу "преступления".
Разумеется, в теории и на практике быть хорошим человеком в This War of Mine оптимальный вариант, она умеет вознаграждать своего игрока за благие дела и поступки. Вот только не следует забывать, что случайная генерация подчас вносит свои коррективы и может легко прижать к стенке. И тогда вы будете готовы на ужасные поступки, лишь бы протянуть ещё день. Не потому, что вы моральный урод, выродок и подонок - просто жизнь так складывается. Война сама по себе вещь ужасная, но выживание во время гражданской войны - без идеологии и намёков на объединяющий людей патриотизм - ужаснее втройне.
Да, This War of Mine очень сильно бьёт по эмоциям и почти всегда попадает в цель; она предельно честная и правдивая. И очень жестокая. Но если копнуть глубже, то покажется остов довольно простого и прямолинейного менеджера ресурсов - тот прикрывается идеей, стилистикой и чудесной музыкой, но сам по себе едва ли претендует на что-то инновационное. И этот менеджер ресурсов имеет все шансы опостылеть куда раньше, чем вы переживёте войну. Потому следует смириться со строго эмоциональной природой игры и не ждать от неё свершений, попробуйте откинуть скепсис в сторону. Другое дело, в большинстве случаев игра не то что не подпускает к своей "истинной сути", а мастерски отводит глаза, с переменным успехом вынуждая быть героем или злодеем. И что важнее, оставляет наедине с грустными и мрачными мыслями.
10/10