Доктору Бэйли не повезло: рядовая миссия по сбору образцов подводной растительности была прервана крушением его исследовательской субмарины. В итоге связи нет, помощи ждать неоткуда, а запасы кислорода стремительно тают. И оказавшись на глубине в одиночестве, учёный не придумал ничего лучше, как продолжить работу и заодно попытаться понять причины катастрофы.
Именно так начинается необычная приключенческая игра Anoxemia. Необычная хотя бы тем, что не даёт нам прямо влиять на поступки главного героя. Управляем мы ботом-помощником ATMA и поначалу можем только указывать Бэйли правильный путь (правда, неизвестно насколько правильный) и сканировать сонаром окрестности в поисках опасностей и целей миссии. А опасностей на пути хватает: не рассчитав скорость очень легко "налететь" профессором на глубоководную мину, да и слишком близко к поверхности забираться нельзя - боту хоть бы хны, но человека мгновенно убивают перепады давления. Плюс самому боту следует остерегаться самонаводящихся ловушек, понемногу опустошающих аккумуляторы.
Большая часть уровней строится на маневрировании, борьбе с инерцией, поиске нужных растений, собирательстве и постоянном мониторинге ресурсов. Последних всего два: запас кислорода в акваланге у Бэйли и заряд батареи у дрона. С кислородом всё понятно, без него бедняга задохнётся (особенно, если будет частенько использовать ускорение), но с ATMA на поздних этапах сложнее: каждое действие, будь то использование крюка (им удобно срезать с цепей мины) или шокера (вырубает роботов-охотников и парализаторы), неминуемо сжирает запас энергии. А контрольных точек на уровнях не предусмотрено: стоит разок облажаться и погибнуть, так начинай сначала. И не факт, что злой случай не устроит какую-нибудь подлость - со мной в процессе прохождения подобные странности случались постоянно.
Но если честно, то в игре захватывает далеко не основная механика - point&click-паззлов, пусть с непрямым контролем, на свете хватает. Цепляет атмосфера одиночества и обречённости, ведь под толщей морской воды очень тихо и жутко. Единственный надёжный (до поры до времени) островок света поблизости - это автономный механический помощник. И надеяться вам больше не на кого, спасателей поблизости не видно. Постепенно свыкаешься с размытой картинкой и вкрадчивым эмбиентом на заднем плане. Меж тем авторы регулярно ломают "четвёртую стену", заставляя учёного задавать окружающей пустоте логичные вопросы, вроде "Откуда вокруг столько кислородных баллонов?". А порой он высказывает подозрение, что бот ведёт себя как разумное существо, словно им управляет неизвестный оператор.
Затем происходит странное и вслед за противным скрежетом в безрадостную реальность врываются жуткие галлюцинации, например целые холмы из мёртвых тел. Начинаешь подозревать, что океан может скрывать мрачные тайны прошлого, о которых лучше не знать. На этом фоне затонувшая разбитая подлодка выглядит совсем уж скверным намёком.
Обидно, что Anoxemia иногда становится крайне недружелюбной к игроку. И дело тут вовсе не в заявленной высокой сложности. Порой в десятый раз переигрываешь небольшой уровень только потому, что в понятный интуитивный процесс вклиниваются своеобразные баги и недоработки управления. Научиться пользоваться крюком - задача неординарная (проверено на нескольких игроках), так как подсказка слишком туманная, а управление очевидно затачивалось не под мышку, а под тачскрин. С геймпадом по идее должно быть проще, но на определённом этапе он у меня перестал корректно работать, половина нужных кнопок "отвалилась". А главный герой порой демонстрирует чудесную способность терять из вида механического напарника на расстоянии пары метров, застревать в препятствиях и беспричинно замирать на месте.
Да и типичная проблема дебютной игры даёт о себе знать: баланс хромает, отдельные уровни нарочито переусложнены и затянуты, тогда как следом может идти цепочка из простеньких заплывов по живописным локациям.
Но все недостатки легко нивелируются двумя важными вещами. Во-первых, энтузиазмом создателей, активно выпускающих патчи в ответ на реакцию сообщества. Во-вторых, атмосферой уникального глубоководного триллера, временами смахивающего на кошмарный сон. Да и приобщиться к приключению несложно - стоит игра на удивление недорого. А баги наверняка поправят.
7/10