От Deathtrap вроде бы никто особых свершений не ждал: спинофф трилогии The Incredible Adventures of Van Helsing, гибрид экшен-РПГ и tower defense по мотивам побочных миссий первоисточника. Но игру с порога подмывает назвать "монументальной", потому что оборонять парящие в пустоте острова интересно как в одиночку, так и в кооперативе с другом.
Перед покупкой требуется усвоить простую истину: вопреки ранним тизерам, создавшим ложное ощущение чёрной комедии с театральных помостков, Deathtrap в основном про механику. Сюжет присутствует чисто номинально: вы отправляетесь сражаться в заброшенных форпостах, чтобы защитить города и посёлки от нашествия монстров. Всё. История даёт о себе знать во вступительном и заключительном роликах, да иногда подаётся крохами в брифингах к каждому уровню. Ничего даже близко похожего на шутки-прибаутки Ван Хельсинга и Катарины нет и в помине, фирменного постмодернистского юмора тоже не завезли. Жаль, хоть с этим нужно просто смириться. Но жаль.
И когда вы примете правила игры, разберётесь в происходящем и научитесь правильно пользоваться способностями персонажа, то поймёте, что гибрид двух непохожих жанров оказался на удивление цельным. Пускай на каждом уровне места под ловушки и башни размечены заранее, процесс может разительно отличаться - не только из-за персонажей (наёмник, чародейка, стрелок), но и благодаря вашей тактике. Персональный набор любимых ловушек с равным успехом превратит вас, к примеру, в специалиста-пиромана, сжигающего живое и шевелящееся на расстоянии, или в универсального солдата, рвущего врагов на части и слегка полагающегося на поддержку.
Спустя два десятка часов придёт понимание: засосало. С ростом уровня и после выполнения особых условий открываются новые механические и магические устройства, активные и пассивные скиллы; из "сундуков победителя" выпадают интересные шмотки и оружие, рецепты дают возможность сковать редкий предмет в меню крафта. А когда пройдёшь все уровни на харде, да на три звёздочки, разблокируется второй этап - на нём изученные вдоль и поперёк карты преобразятся чудесным образом, а из порталов полезут совсем безумные толпы монстров. Справились и с этой напастью на "отлично"? Получайте третий этап, а за ним и четвёртый.
Для мазохистов есть бесконечный режим - на самом деле конечный, но по факту вашего обязательного проигрыша. Твари тут злые, крепкие, а внутренней валюты дают ровно столько, чтобы не было возможности комфортно отстроиться, лишь выжить "из последних сил". Соваться сюда желательно в компании надёжных людей и с хорошо прокачанным персонажем. Для ещё больших мазохистов есть режим сценариев, в котором разрешают самостоятельно менять базовые условия. Например, если хочется больше золота, то привыкайте, что убитые монстры приносят меньше эссенции для постройки, а средства обороны стоят дороже.
С упоминавшимся кооперативом всё понятно, заходите с другом в сетевую игру и понеслась совместная войнушка. Тактика переворачивается с ног на голову, вы можете разбрестись по разным углам карты и контроллировать врата супостатов. PvP потенциально интересен разграничением ролей на "Защитника" и "Атакующего", но опять же страдает от привычного недуга: по сути это те же самые шахматы, в которые интересно разыгрывать партии с другом, но скучно со случайным компаньоном. Да и не факт, что повезёт найти случайного компаньона в сети.
Deathtrap подойдёт далеко не всем, тут не нужно быть семи пядей во лбу. Любителям индивидуальных сюжетных приключений так и вовсе лучше держаться в сторонке. Но если вы часами напролёт жонглировали скиллами в Diablo, выстраивая свой личный терминаторский билд, или изучали классовые особенности в том же Torchlight II, то обязательно присмотритесь. В конце концов, если откинуть глупости про нарратив и "высокую миссию" видеоигр, то останется отполированная, работающая как часы механика имени Neocore Games. Настолько сбалансированная и качественная, что я после завершения сюжета продолжаю раз за разом возвращаться к порталам, авось кто вылезет.
9/10