Разработчики из OhNoo! Studio выбрали идеальный способ поглубже забраться к вам под кожу: Tormentum - Dark Sorrow выглядит, звучит и ощущается как оживший коллективный кошмар Гигера, Дали и Лавкрафта. Или, если угодно, как совместный плод их воображения, если предположить на секунду, что мастера по необъяснимой потусторонней причине внезапно оказались в одно время и в одном месте. Три по-хорошему больных разума укоренились в одном теле и организовали инсталляцию.
Не исключено, что к компании мог прибиться ещё один знатный визионер, извращенец и живой культ миллионов - Клайв Баркер.
Во время игры не оставляет впечатление, что на самом деле листаешь альбом "Некрономикон" и одновременно падаешь в бездонную пропасть, а не сидишь на заднице и пялишься в монитор. Сложно объяснить, как такое происходит и почему - нужно просто попробовать и постараться переварить. При этом авторы не перегибают знаменитую палку "Всё плохо, мы все умрём" и вносят в аудиовизуальную мрачноту проблеск в виде убийственной иронии, чёрного юмора и зыбкой надежды на лучшее. Tormentum ежеминутно давит, угнетает, развлекает, но дарит шанс на спасение из мира бесконечного ночного кошмара.
Персонажи и история подобрались подстать общему настрою: безумцы едут на безумцах и безумцами погоняют. Жестокий орден рыцарей, чья цитадель базируется в краю бесконечных метеоритных дождей, странствует по свету на уродливых дирижаблях, похищает разумных существ и затем пытает их в своих сырых казематах. Иногда и вовсе вырезает целые города. А всё ради того, чтобы изгнать таким образом из грешников зло и скверну. Высшая миссия, не иначе. Главный герой - беспамятный и безымянный, классика! - по счастливой случайности сбегает из темницы и начинает своё странствие по миру, где все врут и втайне мечтают убить друг друга наиболее жестоким способом.
На протяжении всего пути нам предстоит исследовать пугающие локации, решать разнообразные загадки и общаться с местными жителями. В общем, отрабатывать стандартную программу приключенческой игры. Но сумятицу в прохождение вносят диалоги и моральные дилеммы. Стоит встретить кого-нибудь с хорошо подвешенным языком и на вас мигом вывалят свои проблемы, о чём-нибудь попросят или вынудят посодействовать. И тут в дело вступает обещанная вариативность: например, можно помиловать или казнить палача, сделать выбор между товарищем по несчастью или малознакомым типом. Последствия некоторых поступков очевидны, другие лишь косвенно влияют на финал. И до самого конца остаётся гадать, правильный ли сделан выбор и к чему это в итоге приведёт. Да и сами ситуации весьма неоднозначные.
Сильно портит удовольствие от прохождения простота головоломок - порой кажется, что тебя считают законченным болваном. Понятно, что в OhNoo! Studio не хотели отпугнуть ни новичков, ни ветеранов, но Tormentum - Dark Sorrow получилась слишком ровной и последовательной. В принципе не может возникнуть ситуации, когда не знаешь и не понимаешь, куда приладить найденный предмет. А даже если подобное случится, то всегда помогут и подскажут неотключаемая подсветка активных точек экрана и дневник, в который зачастую попадают подробные рецепты решения задачек. Но если вдруг в течение ближайших пяти минут озарение не снизошло, то расслабьтесь и проходите в следующую локацию, ответ будет прямо перед носом.
Неудивительно, что в определённый момент игра перестаёт быть игрой и превращается в альбом прекрасных мрачных иллюстраций - прекрасных, но безжизненных. Правда, могу гарантировать, что для большинства игроков это не станет непреодолимой преградой или поводом для разочарования. Спустя три-четыре часа (за которые попросту невозможно устать и пресытиться) неизменно приходишь к выводу: под маской игры скрывается притча о значении выбора и последствиях поступков. Не больше, но и не меньше.
8/10