Как-то так получилось, что моё отношение к Dying Light на протяжении всей игры несколько раз принципиально менялось. Сначала всё было неплохо: завязка получилась умеренно интригующей, мотивы главного героя, добровольно отправившегося в ад, были неясны, а разработчики даже старались нагнетать атмосферу. Затем случилось то, чего следовало ожидать с самого начала: однотипные побоища с мутантами так и остались однотипными побоищами с мутантами, небольшую стартовую локацию надоело исследовать достаточно быстро, а сюжет совсем скис и превратился в мыло мыльное.
Затем я понял, что игру следует воспринимать как украинскую Metro: Last Light - просто полюбить такой, какая она есть. Более того, между двумя играми гораздо больше общего, чем кажется на первый (да и на второй) взгляд.
Обе они претендуют на местечко в высшей лиге. Но если шутер 4A Games мимикрирует под постапокалиптическую Call of Duty с противогазами и радиацией, то Techland не даёт покоя детская мечта создать абсолютную "песочницу". Ожидаемо обе терпят неудачу и остаются просто хорошими играми. Metro подвели детали: ощущается шутер типичным бюджетным представителем постсоветского игростроя - со страшными картонными персонажами, дебильной анимацией и тарахтящим оружием. Но в необычном сеттинге и, чего уж там, "с душой". В Dying Light докопаться до недостатков сложнее, потому что идиоты-персонажи и их придурочные поступки (как и инфантильный супергерой-амёба) идеально укладываются в канон зомби-апокалипсиса. Плохо только то, что из заведомо сингловой игры, явно спроектированной под ваши индивидуальные приключения, стараются сделать кооперативный боевик про крафт и почтовые задания - на манер Dead Rising.
Роднит проекты и тяга их создателей к красивой картинке, и неумение тех же создателей воспользоваться плюсами и достоинствами концепции. Пускай Артём и накрепко прибит к сюжетным рельсам, но ведёт он себя на редкость непоследовательно - нарывается на неприятности, геройствует в неподходящие моменты. Плюс 4A никак не могут определится ни с жанровой принадлежностью, ни с историей; вместо будоражащих битв с огромными мутировавшими тварями раз за разом подсовывают нам унылые перестрелки с тупыми противниками-людьми, коих по меркам вымирающего вида слишком уж много. В Techland поступают с точностью наоборот: вместо цельного драматичного сюжета пытаются скормить нам сэндбокс в пустом безжизненном мире, набитом посредственными "заданиями" (на самом деле, попытками увеличить время прохождения и оправдать цену). И ещё хотят, чтобы мы играли в кооператив с "клонами" и бегали друг за другом гуськом.
Но вместе с тем Dying Light внезапно даёт ощущение свободы. Вы не просто можете бродить по окрестностям и с энтузиазмом одичалого туриста пялиться на живописные пейзажи и достопримечательности, к вашим услугам локация целиком и полностью. Устали от вялых потасовок с уродами и марафонских забегов? Просто запрыгните на ближайший карниз, оттуда на балкон, балку - да куда угодно. Надоело носится по крышам? Спуститесь пониже, там тоже найдётся занятие. Или дождитесь ночи и покажите бегунам и крикунам, кто главный на районе.
Паркур работает без сбоев и делает "вертикальный геймплей" - пугало для всех начинающих геймдизайнеров, - реальностью. Более того, механика скоростного преодоления препятствий неожиданно идеально ложится на привычные зарубы с зомби. Похоже, в сиквеле всё сложится как надо.