
В последнее время мы наблюдаем самый настоящий ренессанс паззлов. Если каких-то пару-тройку лет назад модно было говорить о засилье hidden objects и прочих казуалок, то сейчас выходит достаточно много интересных, необычных и даже самобытных проектов, чьи авторы не стесняются экспериментировать с механиками и их подачей. В общем происходит тоже самое, что не так давно мы наблюдали на примере приключенческого жанра: индустрия взрослеет вслед за аудиторией, а подъём и активный рост инди-сцены позволяет реализовать то, что было невозможно раньше под пристальным надзором издателей.
На бумаге идея Rooms: The Unsolvable Puzzle вроде бы звучит относительно понятно: девочка Анна путешествует по особнякам игрушечных дел мастера, одержимого таинственным кусочком волшебной мозаики; старается разгадать тайну прошлого и ищет выход наружу. Каждая комната является самостоятельной загадкой, состоящей из отдельных частей, которые можно двигать. Очевидно, что за определённое количество ходов вам нужно собрать комнату в изначальное состояние, добраться до двери и повторить манипуляции в следующей. Правда не ждите от игры ничего похожего на "Куб", она всё-таки про другое.
Благодаря таланту HandMade Game (и вопреки моим опасениям) головоломка лишена привычного недостатка: основная механика не приедается и не надоедает до зубовного скрежета, уровни не повторяются и не сливаются в череду однотипных заготовок. Разработчики не просто жонглируют условиями, но и постоянно вводят в процесс преодоления препятствий новые переменные. Если первая половина первого же особняка кажется неспешным режимом обучения, то вторая может славно пощекотать нервы, подкинуть сложных задачек, требующих внимания и зачатков пространственного мышления, и заманить главную героиню в смертельную ловушку. Справились? Проследуйте в следующий дом, с новыми законами и правилами, к которым нужно будет привыкнуть.
Интерес к прохождению Rooms: The Unsolvable Puzzle поддерживает не только разнообразие в рамках единой концепции, но и история. Нам неспеша и малыми порциями рассказывают понятную вроде бы сказку про одержимость и страх быть уличённым в обмане, но делают это без привычного сюсюканья, свойственного многим представителям малой формы. Такой подход позволяет игре оставаться универсальным развлечением для всех возрастов - с ней наедине можно безбоязненно оставить ребёнка, но ничто не мешает прочно застрять в ней самому.
В тот момент, когда вы окончательно освоитесь и научитесь применять доступные средства, откроются те самые комплексные уровни, на которых придётся изрядно попотеть и выяснить правильный порядок действий опытным путём. Но каким-то чудом даже сложные этапы не вызывают раздражения. Наверное в этом "виноваты" удивительно уютная атмосфера и художественный стиль, навевающий сумасшедшему мне определённые ассоциации с мультфильмом "Коралина".
Последний повод докопаться до проекта - качество локализации, - придётся пропустить мимо: здешние субтитры могут похвастаться отсутствием очевидных ошибок и опечаток, да и общий стиль текста выдержан в едином ключе. И это в то самое время, когда большие студии предпочитают делать перевод спустя рукава и силами непонятных агенств-универсалов, обожающих машинный перевод.
И пускай я частенько ругаю и критикую Steam Greenlight, но в этот раз его пользователи сделали доброе дело и помогли отличной Rooms: The Unsolvable Puzzle добраться до широкой аудитории. Её хочется назвать просто замечательной и расчудесной, без всяких сомнений, "но", "вообще-то" и "если бы".