Добро пожаловать в киноклуб "Дохлый лось"! Здесь мы смотрим и обсуждаем ужастики, мистические триллеры и прочие чёрные комедии. И да, в нашем сердце найдётся место не только для артхауса или откровенного трэша, но и для мейнстрима.
"Страшная воля богов" (Kamisama no iu tôri)
Не спешите падать в обморок и не пропускайте эти два абзаца! Да, японский кинематограф не частый гость в наших краях по очевидным причинам - это культурный феномен, в большинстве случаев непонятный представителю западной цивилизации. Но вот какая штука: Такаши Миике, заслуженный визионер Страны восходящего солнца и слегка ушибленный на голову режиссёр, всегда умел разговаривать со зрителями, независимо от их расы, пола, цвета кожи и религиозных убеждений. Не подвела в этом смысле и его последняя на сегодняшний день картина "Страшная воля богов" (Kamisama no iu tôri).
По своей сути фильм является диким миксом из чёрной комедии, подростковой школьной драмы, членовредительского ужастика, апокалиптики и глубоко философского и сюрреалистичного полотна. Миике не боится поднимать важные темы: например, общества потребления, зашедшего в тупик и попавшего в ловушку высоких технологий; невозможности современных людей просто любить и радоваться жизни во всей её красоте; повседневной рутины и скуки, вынуждающей неудовлетворённые массы искать спасения в жестоких и кровавых развлечениях. Причём маэстро делает это очень ненавязчиво, образно и с юмором - "Страшная воля богов" начисто лишена угрюмого морализаторства, зато умеет развлекая поучать. И на этот раз актёры почти не переигрывают и стараются работать в рамках условной "западной школы". А ещё Миике прямо-таки "прёт" с России и русской культуры в частности: где ещё вы услышите балалайки в качестве саундтрека и увидите матрёшек, собор Василия Блаженного в миниатюре и двуглавого орла, устроившегося на воротах?
И да, лучше не смотрите трейлер, а сразу приобщайтесь к оригиналу.
"Из темноты" (Out of the Dark)
Можно было бы отнести дебютную полнометражку Йуиса Килеса к проходняку с поистрепавшимися голливудскими актёрами второго эшелона (ни Скотта Спидмана, ни Джулию Стайлз язык не поворачивается назвать "звёздами", хотя портфолио у обоих внушительное), если бы не типичный испанский подход к постановке остросюжетных фильмов. Здешнее зло практически не тратит времени на раскачку, появляется в кадре сразу и переходит к активным действиям уже в первые полчаса. Как принято в солнечной стране Испании, сверхъестественные силы ведут себя не совсем однозначно, а банальная история о назойливых призраках ближе к финалу мутирует в драму о человеческих подлости и жадности.
Не стоит забывать, что выглядит "Из темноты" пусть и дёшево, но сердито: практически полное отсутствие компьютерных спецэффектов очередному фестивальному хоррору только на пользу, а жуткий грим, фокусы с освещением и полутонами, хорошая операторская работа и правильный темп маскируют неровное смазанное повествование. Не стоит ждать чего-то потрясающего, фильм очевидно не войдёт в историю и не станет вехой. Но пяток жутких моментов - когда на голове самопроизвольно встают волосы дыбом - подарит точно.
"Дом страха" (Demonic)
От фильма с совершенно дебильным русскоязычным названием "Дом страха" не ждёшь ничего. Ну ладно, очередной трэшовый ужастик про великовозрастных студентов-дебилов, умудрившихся забраться в дом с нехорошей историей про массовое убийство за плечами. Наверняка там будут много бухать, трахаться и нелепо дохнуть. С фонтанами ярко-красной крови и блевотины.
А вот и ничего подобного. Фильм начинается с того, что на место преступления приезжает детектив полиции, обнаруживает жирные намёки на серию убийств, находит невменяемого то ли потерпевшего, то ли убийцу, и начинает старательно докапываться до правды. И вот тут происходит интересное: полицейский триллер про расследование очередного преступления в "нехорошем доме" и поиски преступника перемежаются с паранормальным ужастиком про слегка ненормального парня, ищущего вместе с шайкой приятелей-исследователей объяснение своим загадочным видениям и пугающим галлюцинациям.
Зритель до самого финала остаётся лишь безучастным наблюдателем. Здесь и сейчас суетятся копы, психиатр старается добиться вразумительных ответов от единственного выжившего. А в прошлом компашка новоявленных охотников за привидениями исследует дом, порой сталкиваясь с необъяснимой чертовщиной. И вот мы ждём пересечения настоящего и прошлого в надежде, что нам объяснят причины происходящего и покажут катализатор разыгравшейся трагедии. И хотя финальный твист не ломает устои, но легко оправдывает потраченное на просмотр время.
"WTF! Какого черта?" (N'importe qui)
Жанр французской комедии кажется благополучно скончался ещё в 90-е, поскольку после самобытных, уморительных и совершенно безумных "Пришельцев" (Les visiteurs) с Жаном Рено и Кристианом Клавье ничего столь же шедеврального и запоминающегося не выходило. Да, были кассовые успехи вроде "Такси" и прочей бессоновщины, но прежнего лампового юмора и уюта воспроизвести никто не смог.
"WTF! Какого черта?" старается идти своим - современным - путём и активно эксплуатирует актуальные тематику и форму подачи. В центре событий оказывается популярнейший видеблоггер, стэндапер и просто мастер публичных розыгрышей Реми Гайяр (который реально существующий Реми Гайяр - популярнейший видеблоггер, стэндапер и просто мастер публичных розыгрышей). Однажды, под неистовым и яростно-слезливым давлением дамы сердца, бедняге приходит в голову завязать с хернёй и заняться делом - найти нормальную скучную работу, жениться, завести детей. Короче, "стать приличным человеком". И вот как раз душевным метаниям, поискам себя и попыткам остепениться посвящена львиная доля фильма.
Как это обычно бывает у французов, по-настоящему смешные моменты перемежаются с меланхолией, тоской и грустью, а порой режиссёра и сценариста заносит в чистый сюр. Стоит морально приготовиться и к тому, что часть шуток и аллюзий неминуемо пройдёт мимо - слишком уж мы отличаемся... Но основной посыл, что иногда необходимо стать раздолбаем и делать глупости, чтобы развлечь себя и окружающих, бесценен.
Трэшачок на вечерок
Бобры-зомби (Zombeavers)
Дебильный ужастик напополам с чёрной комедией про тупых девиц, решивших отдохнуть в домике у озера. Ко всеобщему удивлению главных героев и героинь, иметь дело предстоит не только с назойливыми и странными деревенщинами, но и со злобными бобрами, заразившимися какой-то непонятной хренью... Очень много мата и дебильных шуточек, смотреть стоит разве что ради уморительных кукол, изображающих зомби-бобров, и мутировавших от их укусов людей.
Жалить (Stung)
Комедийный ужастик на голову выше тех же "Бобров" и прокатившийся по нескольким фестивалям, но эксплуатирующий схожую тематику: на пресной вечеринке у мэра захолустного городка внезапно начинается апокалипсис - откуда ни возьмись появляется рой злющих ос, жалящих всё живое на своём пути. Впрочем, не спешите вешать нос: ужаленные не просто мутируют - из них за считанные секунды вылупляются огромные насекомые-убийцы. Выглядит одновременно глупо, мерзко и внушительно.