Relic Hunters Zero поразительная игра. Про неё, как и про большую часть проектов с инди-сцены, я узнал из скромного пресс-релиза, упавшего на редакционную почту. Оказывается дуэт бразильских разработчиков, за плечами у которых на тот момент в портфолио числились приметные Chroma Squad, Knights of Pen & Paper и Dungeonland, без лишней помпы основали студию Rogue Snail и делали тихонько в свободное время бесплатный шутер. Абсолютно бесплатный: с вас не потребуют ни копейки денег, зато вручат двенадцать миссий, охапку оружия и реликвий, шестерых разблокируемых персонажей и тактические элементы до кучи. Помимо этого есть ещё безумный локальный кооператив на двоих человек и бесконечный режим, который не поспеет к релизу, но рано или поздно появится всё на той же свободной основе.
Концепция тотальной бесплатности распространяется также на всё содержимое папки с игрой: исходный код и ассеты разрешают использовать в своих целях сколько заблагорассудится. Хотите сделать мод? Вперёд. Полноценную кампанию сочинить желаете? Удачи. Не даёт спать по ночам неистовая тяга сделать собственную игру, но нет под рукой ни художника, ни программиста, зато идей завались? Берите даром всё содержимое Relic Hunters Zero и переделывайте как угодно, вплоть до самостоятельного проекта в любом жанре.
Поразительно, что ни студия, ни композитор, ни звукорежиссёр зарабатывать на игре не планируют. Руководитель разработки Марк Вентурелли вообще полагает, что если ты что-то сделал хорошо, людям это нравится, но ты не просишь за своё детище ни копейки, то рано или поздно это окупится. Фанатской ли любовью, появлением ли издателя с бюджетом... В любом случае, "Всегда можно заработать денег как-нибудь иначе".
Если вы уснули ещё на середине затянувшегося вступления, без которого очень сложно обрисовать правильный бэкграунд, то вот вам суть, коротко и ясно: Relic Hunters Zero отличная. И дело не только в том, что халява. Можно долго рассказывать про симпатичные двухмерные уровни - запутанные, с разрушаемыми предметами и случайными телепортами - или забавных врагов, умеющих пользоваться оружием не хуже вашего, несмотря на свой крайне скудный ИИ. Да и сам шутер, умело маскирующийся под восьмибитное творчество славного прошлого, гораздо технологичнее, чем может показаться - например, в нём есть система отражений и динамические тени.
Но куда важнее, что игра вышла на удивление бодрой и затягивающей. Да, при желании и невероятном мастерстве кто-нибудь сумеет одолеть дюжину уровней за час. Но почему-то мне кажется, что получится это лишь у единиц. К тому же Rogue Snail мастерски кидает наживку: на протяжении неоднократных высадок с космического корабля на пустынную планету вам необходимо искать части древних артефактов. Некоторые куски позволяют найти и откопать по завершении перестрелок на уровнях, иные продаются во внутриигровом магазинчике, появляющемся в перерыве между этапами. И стоит собрать хотя бы одну реликвию, дающую полезнейший пассивный бонус (например, увеличение шкалы здоровья или максимального боезапаса), как вас снова тянет отправится в бой, но на этот раз с крутым перком в запасе.
Новые персонажи тоже добавляют разнообразия - по сути это специалисты, целиком заточенные под разные типы прохождения.
В результате Relic Hunters Zero начинает казаться самым настоящим подарком человечеству. И я сейчас нисколько не шучу, не иронизирую и никоим образом не насмехаюсь. Авторы безвозмездно предлагают качественное развлечение, не требуют за свой труд ничего взамен и предоставляют площадку для реализации творческих идей и фантазий. Похоже, мы стали свидетелями зарождения какой-то новой, невероятно бескорыстной модели распространения.