История, приключившаяся с Trine 3: The Artifacts of Power, напоминает нелепую комедию с неожиданным грустным финалом. Поначалу финская студия Frozenbyte была полна решимости совершить локальную революцию, то бишь перевести серию на полноценные 3D-рельсы. Технологическую базу обкатали на предыдущих частях, поэтому ничто вроде бы не мешало начинать претворять план в жизнь. Затем игра ко всеобщей радости появилась в Steam Early Access и многие задержали дыхание от волнения: третья часть мало походила именно на полноценную третью часть, скорее на необязательный спинофф - масштаб событий камерного приключения ужался до совсем местечкового анекдота, дополнительное измерение использовалось слабо, а элементарные задачки ставили в тупик своей неприличной элементарностью. И чудесная атмосфера сказки куда-то незаметно испарилась. "Всё будет", - уверенно твердили разработчики, - "Мы запланировали куда больше контента, чем есть сейчас".
В итоге игра вышла, народ воодушевился, начал играть и ахнул. Постойте-ка, почему Trine 3 заканчивается через четыре часа? Зачем добавили какие-то бестолковые испытания? Почему повествование обрывается на середине, а финалом и не пахнет?
Случилось страшное: Frozenbyte обещала нам большой красивый корабль с алыми парусами, а спустила со стапелей жалкую лодчонку с прохудившимся дном. Вместо того, чтобы полировать механику предыдущих частей, студия сосредоточилась на попытках починить то, что не сломано. На смену доброй неторопливой сказке пришло глупое юмористическое фэнтези, старательно притворяющееся чуть ли не слэшером с продвинутой физикой. Вместо жарких, но кратковременных стычек с противниками терзают длинными кособокими зарубами с хилыми, но кусачими злыднями. Фокус с решения загадок сместился на нудную акробатику, а сами головоломки благополучно деградировали до стадии "Найди кнопку и притяни вон ту ерундовину верёвкой или магией".
Принудительно кастрировали и персонажей. Понтия, Амадея и Зою лишили разнообразия в вооружении, экипировке или способностях, все намёки на прокачку тоже выбросили за борт. Рыцарь умеет бить мечом, ставить блок щитом и планировать при помощи него же. Воровка пускает стрелы из лука, цепляется за кольца и таскает верёвками платформы. Маг поднимает особые предметы при помощи левитации и создаёт из пустоты куб. Один куб. Строго заданных размеров.
А что с картинкой? Помнится, когда я впервые запустил Trine 2, то буквально захлебнулся от восторга - это было просто что-то невероятное, волшебное, неописуемое, переливающееся всеми цветами радуги, танцующее, живое, дышащее, родное... Первая часть на фоне новинки выглядела бедной родственницей и серой мышкой! В тёмных и пыльных казематах Frozenbyte умудрились создать самую красивую и очаровательную игру прошлого поколения.
Спинофф, по недоразумению носящий гордое звание третьей части, не может похвастаться подобным. Ну да, выглядит симпатично, в меру красочно и аккуратно. Персонажи обзавелись деревянной лицевой анимацией, которой не чураются щеголять в заставках. Но эффекта разорвавшегося от восторга воображения или визуального оргазма не вызывает.
И если многочисленные упрощения лично я мог бы простить и списать на ошибки геймдизайна (потому что поклонник серии, а в памяти свежи впечатления от прошлых частей), то невозможно оправдать отсутствие у игры как минимум половины хронометража и концовки. Всё, на что хватило авторов - подкинуть единственного босса, клиффхэнгер (как в каком-нибудь паршивом сериале - хорошие так уже не делают), намекнуть на продолжение, показать спины уходящих вдаль героев и сообщить текстом, что, цитирую, "На этом история Trine 3: The Artifacts of Power закончена, но вы можете продолжить исследовать карту".
Прекрасно понимаю, что на определённом этапе у студии начались финансовые затруднения из-за банальных и грубых ошибок в планировании, а продажи оказались гораздо ниже ожидаемых. Да, можно долго и нудно оправдываться с кислыми лицами перед игроками в видеопослании. Но всё это не отменяет прискорбного факта: неугомонная тяга сочетать несочетаемое и чинить исправно работающее привела к тому, что мы присутствуем на похоронах ещё одной великолепной серии. Финита ля комедия, расходимся.
Спасибо, Trine, я всегда буду помнить тебя.
Копия игры предоставлена Frozenbyte.