Создателей Calvino Noir стоит похвалить уже за то, что слово "нуар" в названии используется по прямому назначению, а не красоты ради. В мире игры царит ночная тьма, льёт непрекращающийся дождь, а воздух кажется прокурен настолько, что режет лёгкие без ножа. Персонажи подобрались под стать: сплошь циники, всех преследуют демоны мрачного прошлого, мотивы неясны, а главного героя Уилта вроде бы интересуют исключительно деньги, которые он получает, выполняя сомнительные поручения. Прекрасная Вена, выбранная в качестве главной декорации, с переменным успехом кажется лучшим городом на свете и колыбелью новой глобальной угрозы человечеству.
Занятно, как авторы в определённый момент отходят от исторических реалий - и без того очень условных - и добавляют в происходящее элементы фантастики. Да не простой, а альтернативной истории с элементами конспирологии. Впрочем, это скорее нужно расценивать как художественный приём.
И в плане сюжета Calvino Noir приятно удивляет. Игра больше напоминает невесёлый приключенческий роман, чем фильм (вопреки традициям). Многие события подают текстом, который читает безымянный рассказчик, и в диалогах - вместо того, чтобы кормить катсценами или анимированными комиксами. Приём идеально срабатывает, воображение самостоятельно дорисовывает детали и добавляет объёма. При условии, конечно, что вы способны осилить хотя бы короткую повесть без картинок и массивных описаний на шесть страниц.
А теперь давайте отвлечёмся от содержания, атмосферы и выдержанной контрастной картинки.
Проект разрабатывался с прицелом на мобильные платформы и это очень заметно. Если с минималистичным интерфейсом смириться довольно просто, то с фактической "пошаговостью" и отсутствием прямого контроля куда сложнее. Вы вынуждены указывать героям точку назначения кликами мышки и наблюдать, как они неспеша (или сломя голову, зависит от вас) следуют к ней. Но игра в этот момент не останавливается. Охранники, без лишних вопросов открывающие огонь на поражение, следуют по своим маршрутам и освещают пространство фонариками. Приходится запоминать маршруты сразу целой толпы, подыскивать "окно" в их расписании, прежде чем отправиться к цели.
Проблемы начинаются тогда, когда вы замечаете, что на команды персонажи реагируют с заметной задержкой. Например, вы дождались удобного момента и отправили кого-нибудь следом за охранником в надежде, что поблизости окажется укрытие - ниша или колонна. Поскольку поле зрения ограничено, а осмотреть уровень целиком нельзя - плюс неизвестные участки карты окутаны вариацией "тумана войны", - частенько приходится отправляться на разведку и действовать наобум. Так вот, идёте вы за охранником, внезапно понимаете, что спрятаться негда и пытаетесь вернуться обратно. Но ваш подопечный вдруг замирает, будто обдумывает решение, и теряет драгоценные секунды. Благодаря этому иногда приходилось перепроходить по половине уровня - чекпойнты тоже разбросаны не очень удачно.
Не меньше вопросов вызывает и управление: point&click само по себе не так плохо, но Calvino Noir по сути стелс-экшен. В итоге куча времени уходит именно на "прощупывание" правильного пути, который, несмотря на кажущуюся вариативность, практически всегда единственно верный. Да, при желании можно исследовать каждую комнатку и закоулок, хотя бы ради бонусных монеток для прокачки подчинённых. Но такого желания не возникает - слишком высока цена ошибки, а продолжится игра неизвестно с какого места. И ещё эти самые подчинённые иногда напрочь отказываются выполнять команды.
Прокачка, кстати, не особо нужна. Пускай с ней ваши товарищи станут шустрее и незаметнее, но жизненной необходимости в этом нет. Абсолютно все уровни реально одолеть с базовыми характеристиками - главное найти дыры в безопасности и подобрать правильный порядок действий, остальное приложится.
Герои предпочитают ходить на задания группами и делятся на специалистов в разных областях: привычный "танк", умеющий оглушать охранников (то ещё испытание на удачу); взломщица, вскрывающая замки и подглядывающая в скважины; инженер, работающий с различными механизмами. Но опять же, зачастую проще пройтись Уилтом и передушить всех дозорных, расчистив таким образом дорогу остальным, чем комбинировать способности, как задумывалось изначально. Велик шанс, конечно, попасться на глаза и бесконечно переигрывать с контрольной точки, но это правда самое простое, что можно сделать. В тех главах, в которых Уилт остаётся за кадром, правила вроде бы меняются, но это не так сильно бросается в глаза - к тому времени обнаруживаешь уязвимости в логике ИИ-противников и пользуешься ими на всю катушку.
Кучу нервов может попортить знаменитый баг с головоломкой в шестой главе. Не хочу кормить вас спойлерами, просто сбоит простенькая загадка про распределение грузов. Суть в том, что персонажи подбирают эти самые грузы, но это никак не отображается в интерфейсе. Когда они кладут их на место, это тоже не отображается. Вскоре ты окончательно запутываешься и не можешь уже ни найти иконки грузов, ни понять, у кого именно он спрятан за пазухой. Пришлось пару десятков раз перепроходить уровень, прежде чем загадка решилась практически без моего участия каким-то волшебным образом. Разработчики впоследствии выпустили фикс, но мне он не особо помог. Будьте осторожны.
Грустно признавать, но у Calvino Noir были все шансы стать безупречным нуаром. Она в какой-то степени им и стала - вы легко можете впасть в депрессию. Многочисленные недоработки и недоделки ставят жирный крест на интересной детективной интриге и чудесной атмосфере, про которые забываешь после нескольких часов мытарств. Ситуацию мог бы исправить ранний доступ, если бы авторы решились сначала обкатать идею на публике и спросить совета у сообщества игроков. Но получилось как получилось.
Покупать или нет - зависит целиком от вашей любви к пессимистичным чёрно-белым произведениям. И от готовности закрывать глаза на технические проблемы ради повествования.
Копия игры предоставлена Calvino Noir Limited.