Your Butt is On Fire
Очень трудно поверить, что когда-то игры представляли из себя бестолковое нагромождение пикселей и были уделом лишь упёртых фанатиков-"компьютерщиков" - бородатых монстров, живущих в родительских гаражах, круглый год не снимающих любимого свитера и старательно заправлющих его в брюки. Сейчас игровая индустрия - крупнейшая среди всех развлекательных. Неудивительно, что вслед за ростом популярности она начала стремительно прогрессировать во всех аспектах, эволюционировать. Теперь игры умеют не просто удивить и увлечь механикой, но и рассказать интересную историю не хуже тех же книг, фильмов и сериалов. Давайте сегодня вместе вспомним самые неожиданные сюжетные повороты и финалы, которыми нестыдно поделиться с несведущими людьми.
Если вы не играли в какую-то игру и боитесь спойлеров, то бегите сломя голову. Должно помочь.
Lost Orbit
Самое чудесное, что у PixelNAUTS получилась не просто красивая, интересная и сложная аркада с совершенно божественным саундтреком Джанкарло Фелтрина, но и нестыдная научная-фантастика со своим мрачно-ироничным настроением.
Так вот, после всех бесчисленных прыжков сквозь чёрные дыры, пульсары и прочие загадочные космические объекты, обречённый на смерть главный герой возвращается домой. Но вместо полного жизни голубого шара Земли его встречает мёртвый кусок камня - все, что осталось от планеты в процессе ядерной войны. Оказывается, что все следы масштабной битвы - мёртвые коробли и тела астронавтов, одиноко болтающиеся в холодных пучинах космоса, забытые сторожевые турели - имеют прямое отношение к неизвестному конфликту, положившему конец нашему миру.
В этот момент испытываешь такое разочарование, что... Хотя, возможно, ещё не всё потеряно, концовка-то открытая.
Pneuma: Breath of Life
Поначалу Pneuma кажется простеньким приключенческим паззлом про юного бога, постигающего предел своих возможностей и исследующего мир, который он случайно сотворил. Наш протеже искренне всему удивляется и радуется, активно комментирует происходящее и размышляет вслух.
Затем неминуемо появляются нехорошие подозрения, что путешествуете вы не по сотворённой самостоятельно реальности, а по парку аттракционов. Надлом происходит в самом конце игры, казавшейся всё это время красивой безделушкой: безымянный герой вдруг осознаёт, что никакой он не бог, ничего он не сотворял, а всё это время безропотно подчинялся вашим командам! С ним случается истерика, он паникует и умоляет оставить его в покое, но вам приходится силком тащить активно сопротивляющегося персонажа к неминуемому финалу.
Потому что вы сами несвободны и подчиняетесь правилам, которые диктуют свыше.
The Walking Dead
Главное достижение Telltale за всю карьеру - это иллюзия выбора, которую студия особенно активно эксплуатируют в игровой адаптации бесконечного графического романа Роберта Киркмана. Даже барану понятно, что никакой свободой на самом деле и не пахнет, а финалы различаются лишь частностями, но популярности интерактивного сериала это самое понимание никак не вредит.
В The Walking Dead основной шок испытываешь вовсе не в тот момент, когда Ли заражается вирусом после укуса или погибает насмерть, и даже не после осознания, что всё это время главной героиней была девочка Клементина. Нет, Telltale выводит нас из психического равновесия тем фактом, что Ли, на самом деле, главный злодей в произведении: все решения и поступки беглого каторжника неизменно приводили к гибели товарищей по несчастью и бесконечной череде неприятностей. И пускай его можно попытаться оправдать тезисом "Они выживали как могли", но суть остаётся прежней и закономерную развязку следует воспринимать как справедливое возмездие, настигшее антигероя.
The Wolf Among Us
По степени эмоционального воздействия второй бестселлер Telltale по мотивам комиксов не может соперничать с первым. Да и вообще, The Wolf Among Us как лоскутное одеяло сшит из неиспользованных возможностей, потерянных сюжетных линий и многочисленных упрощений оригинала.
Впрочем, перечисленные недостатки ничуть не умаляют того шока, который игроки-зрители испытали по завершении первого эпизода: на пороге собственного дома шериф Бигби обнаруживает голову Белоснежки - умницы, красавицы, спортсменки, общественной активистки. Знакомые с первоисточником люди прекрасно понимали, что ничего подобного случится попросту не может - TWAU приквел серии графических романов Fables и в них Снежка живее всех живых. Но твист и последовавшее томительное ожидание продолжения истории как следует подстегнули интерес к эпизодической игре.
[next]Metroid
Прародительница серии и законодатель моды на поджанр метроидвании вышла в далёком 1986-ом году и, пожалуй, не представляла бы из себя ничего интересного - двухмерный шутан как шутан, и что? - если бы не одно "но"...
После того, как очередной брутальный космопех Самус Аран изничтожал всё зло, до которого мог дотянуться, авторы игры волокли нас за шкирку к финальным титрам. Игроки, ясное дело, не ждали никаких подлянок и фиг в кармане, поэтому большая их часть рассчитывала на обычное поздравление по поводу успешного завершения хардкорного приключения. И что же? Крутой мужик снимал с себя броню и... оказывалось, что всё это время мы играли за женщину!
Ох, в этот момент все феминистки планеты должны были испытать мифический двухчасовой оргазм.
Binary Domain
Если бы в SEGA работали вменяемые маркетологи, то после выхода крутого шутера Binary Domain мы бы получили серию, способную на равных соперничать с титаном Gears of War. Но нет же, проще ничего не делать и робко надеяться, что когда-нибудь что-нибудь "выстрелит" само и принесёт барыши.
Помимо жарких перестрелок с рассыпающимися на части роботами и шумных замесов с боссами, Binary Domain запомнилась многим игрокам нетипичной любовной историей. Вернее, нетипичной она была строго на взгляд представителей "западного мира", поскольку в аниме подобное встречается сплошь и рядом - посмотрите хотя бы Armitage III или её "обрезок" Armitage III: Poly-Matrix. Короче, крутой американский вояка Дэн Маршалл очень непатриотично влюблялся в китаянку-снайпершу Фэй, которая робот. Сюрприз. Правда того особенного типа, у которого есть собственное сознание, личность и с которым незазорно заниматься сексом, но всё же робота.
Spec Ops: The Line
Немецкая студия Yager, от которой никто ничего хорошего не ждал, в 2012-ом году выкатила своеобразный комплексный ремейк "Апокалипсиса сегодня" и "Сердца во тьме", посвящённый невесёлым темам тотального геноцида и общей бессмысленности войны.
Капитан Мартин Уокер, винивший во всём слетевшего с катушек полковника Джона Конрада, в конце своего путешествия в Дубае обнаруживал в номере отеля давным давно высохший труп. Злодей всё время жил исключительно у него в голове, а большую часть событий можно списать на галлюцинации, порождённые разумом человека, оказавшегося в бесконечной стрессовой ситуации. И оба одинаково безрадостных финала оставляют игроков у разбитого корыта. Милитари-шутер, оказавшийся антивоенным манифестом - смелая, но обречённая на провал попытка.
Outlast
Red Barrels, как это обычно бывает, не сдержала своих предвыборных обещаний и выкатила на прилавки довольно скучный и банальный хоррор, страдающий от бесконечных самоповторов. Вместо внятного цельного сюжета авторы предпочли сосредоточиться на разной жести в духе бессмертного "Кровь, кишки, распидорасило".
Но и на общем безрадостном фоне нашлось место сюрпризам. История, рассказанная сикось-накось, оказалась достаточно многослойной, чтобы добрая половина игроков не поняла что, собственно, происходило на протяжении четырёх часов и причём тут наноботы. Разработчики сжалились и выпустили впоследствии дополнение-приквел Outlast: Whistleblower, прямым текстом объясняющее события оригинала.
[next][lock]Castlevania: Lords of Shadow
Второму жирному проекту MercurySteam, под которым подписался даже великий и ужасный Хидео Кодзима, на роду было написано сгинуть во тьме веков неудачной попыткой перезагрузить покойную серию Castlevania. Но, вопреки ожиданиям, испанцев хватило на отличный жанровый образчик с неоднозначным финалом.
Габриэль Бельмонт, рыцарь-храмовник, на протяжении пятнадцати часов реального времени кромсал сотни врагов на пути к цели, а потом внезапно узнавал истинный источник своих бед, сходил с ума от гнева и... становился Дракулой. Упс!
Metal Gear Solid
Главное детище Хидео Кодзимы та ещё Санта-Барбара, многих перипетий которой не помнят даже верные фанаты. Но факт остаётся фактом: хитрый японец на протяжении нескольких десятков лет делает авторский трэш с баснословными бюджетами, чтобы ещё больше запутать игроков в хитросплетениях сюжета.
Вспоминать все лихие твисты серии можно часами, но речь сейчас не об этом. Для меня остаётся загадкой, как Кодзима умудряется держать в голове все события своих игр, если даже необязательная (вроде бы) запись телефонного разговора в Peace Walker внезапно проливает свет на сюжеты Ground Zeroes и The Phantom Pain. Ну и как можно забыть о дичайших обломах в финалах Metal Gear Solid и Metal Gear Solid 3: Snake Eater.
Bioshock
Первая игра серии позиционировалась как некая песочница, позволяющая игроку действовать любым, самым непредсказуемым образом. Помните то пьянящее чувство свободы, когда шутер со сверхъестественными способностями внезапно выдавал карт-бланш и заставлял импровизировать?
Тем сильнее било по самолюбию откровение, что вы всего лишь игрушка в руках Фонтейна; раб и механизм, чьё основное предназначение убить Эндрю Райана. Всё время вы лишь выполняли чужие приказы и напролом шли к цели. Чужой цели. Позднее Кен Левин повторил трюк в Bioshock Infinite, а затем увязал все части серии (и даже System Shock) в концепцию единой мультивселенной.
Braid
Джонатан Блоу некогда помог ракрутить мельницу популярности независимых проектов с помощью игры, настойчиво притворяющейся милой головоломкой с перемоткой времени и темпоральными парадоксами.
Забавный коротышка Тим начинал путешествие по веренице миров, чтобы спасти принцессу от монстра. А заканчивалось всё тем, что главный герой оказывался изобретателем атомной бомбы, всеми силами пытающимся помещать неминуемому применению смертоносного оружия. Braid вышел далеко за тесные рамки платформера и оказался самой настоящей аллегорией.[/lock]
[next]Call of Duty: Modern Warfare
Сложно найти серию блокбастеров, сильнее погрязшую в многочисленных штампах и клише. Но в те золотые времена, когда Винс и Зампелла рулили Infinity Ward на правах главных визионеров, Call of Duty умела удивлять.
Достаточно вспомнить ядерный взрыв, в результате которого мы падали на вертолёте практически в эпицентре и наблюдали своими глазами результат. Наверняка диванные аналитики громогласно стебали способность бравых американских вояк выживать даже в радиационном пекле. Но потом лейтенант Уокер делал несколько мелких шажков, падал и умирал. KIA - сообщали нам новостные сводки. Ну и незабываемый расстрел мирного населения в аэропорте из Call of Duty: Modern Warfare 2, послуживший формальной причиной для вторжения России в США.
Star Wars: Knights of the Old Republic
Типичная игра Bioware про далёкую-далёкую галактику вошла в историю в основном благодаря финалу, во многом разочаровывающему до глубины души. Вот вы в роли беспамятного героя шатаетесь по вселенной, сражаетесь с имперским злом и изо всех сил ищете главного гада, чтобы воздать ему по заслугам в честной битве. И тут выясняется, что Дарт Реван - это вы. Да, прямо как в "Бойцовском клубе" Паланика. Ну что тут скажешь - судьба.
От такого впору повеситься на световой виселице.
Silent Hill 2
До того, как Konami благополучно просрала все полимеры, торговая марка Silent Hill была абсолютным знаком качества и главным аргументом в пользу того, чтобы бросить все дела и бежать в магазин.
Но даже на фоне самых удачных игр серии Silent Hill 2 очень сильно выделяется. По сути это очень кинематографичная драма про запоздалое раскаяние и неотвратимость наказания. Джеймс вынужден расплачиваться за убийство жены, а беспокойный городок Сайлент Хилл - его судья, приговор и палач в одном лице.
Resident Evil
Альберт Вескер - злодей!
Сейчас, конечно, смешно об этом вспоминать, но почти двадцать лет назад мы были моложе, наивнее, добрее, потому нешуточно удивлялись полёту мысли сценаристов Capcom. Верный боевой товарищ и начальник стремительно превращался в наследного принца Амбреллы. Оля-ля!