С самого анонса Volume интриговала историей про недалёкое мрачное будущее Великобритании, привлекала замечательной низкополигональной неоновой стилистикой, а каждая публичная демонстрация на многочисленных выставках удостаивалась самых тёплых отзывов прессы и простых игроков. Казалось, что если уж кому и стоит пытаться переизобрести стагнирующий жанр стелс-экшенов, так только небезызвестному Майку Бителлу, автору схематичной и душевной Thomas Was Alone.
К сожалению, игра оставляет после себя крайне неоднозначное впечатление. Скажу больше: на протяжении всех четырнадцати часов кривая моего интереса скакала как на американских горках, а происходящее на экране то убаюкивало и заставляло зевать, то вынуждало собрать волю в кулак и преодолевать трудности.
Связано это с совершенно никакущим началом. За последние пару лет я не могу припомнить ни одной настолько же хорошей игры, но с бессовестно заваленным вступлением. Первые уровни должны познакомить игрока с простой, но гибкой механикой, вбить ему в голову базовые принципы. Но зачем отводить под это добрую треть хронометража? Главное испытание в Volume вовсе не сложные стелс-головоломки или нервные враги, атакующие в ответ на малейшую активность в зоне их видимости, нет. Испытанием станут скучные монотонные уровни, набитые сверху донизу одинаковыми противниками и гаджетами. Когда эффект первого знакомства проходит, на повестке дня остаются скучные игры в прятки с не шибко умными стражами - резко реагирующими, но столь же быстро забывающими о причине беспокойства.
В первые пять часов сюжет подают в основном в записках, щедро разбросанных по округе. Вырезки статей из газет, куски интервью, чужие электронные письма, манифесты - всё это очень слабо монтируется друг с другом. Пытаешься составить в голове хоть какую-то - самую схематичную - картину мира, но получается плохо. Ладно, есть у нас хакер в светящейся маске Роб Локсли (о-о-очень непрозрачный намёк на Робина Гуда цифровой эпохи), который транслирует стримы своих виртуальных ограблений по закрытому информационному каналу. Есть Великобритания с новым авторитарным режимом, возглавляемым оружейным промышленником и миллиардером Гаем Гисборном. Есть простой люд, бедняки, просматривающие инструкции Локсли и грабящие олигархов в реале. На сюжетной периферии попадается информация о порабощённых искусственных интеллектах, борющихся за гражданские права и воспроизводящих себе подобных с безумной скоростью - ещё один непрозрачный намёк, но уже на миграционную проблему. И дальше что?
А ничего. Бродишь согнувшись в три погибели по локациям, собираешь виртуальные бриллианты, символизирующие драгоценности и деньги (на подробную проработку интерьеров и предметов у ИИ банально не хватает мощности), бежишь к точке выхода. Чтобы узнать историю, написанную Бителлом, придётся пересилить себя и кое-как одолеть первую половину Volume.
И вот дальше игра чудесным образом преображается. Появляются новые разновидности стражей, да такие лютые, что приходится внимательно изучать их маршруты и повадки, а затем по несколько раз пытаться обмануть, обойти или деактивировать. Изучение планировки уровней - насущная необходимость, а сами уровни рассыпаются каскадами разнообразных ситуаций. Постылые гаджеты сменяют по-настоящему крутые и действенные. Да и сама игра серьёзно прибавляет в сложности, а большую часть оставшихся карт зачастую проходишь из последних сил и с преследователями на хвосте.
Выправляется и сюжет. Обрывки побочных линий постепенно складываются воедино: больше узнаёшь о прошлом, главный гад (озвучен неподражаемым Энди Сёркисом) пытается объяснить свои мотивы и перестаёт казаться таким уж абсолютным злом, а диалоги между вроде бы хорошим парнем Робом и сомневающимся ИИ Аланом добавляют двойственности. Банальная сказочка про борьбу с режимом постепенно обретает объём и превращается в политический триллер.
И когда головоломный экшен раскрывается во всей красе, подмечаешь интересные детали. Например, простая вроде бы механика выливается в сложную комплексную игру, присутствует ограниченная вариативность прохождения. а с главным героем становишься единым целым, благодаря плавному и отзывчивому управлению. А ещё есть в Volume некая лёгкость, воздушность. И иногда она провоцирует на геройство или благородный риск.
В общем, получилось как всегда: авторское видение и любовь к красивым цифрам пересилили. Вместо сотни "глав" можно было бы сделать вдвое меньше и их хватило бы с головой, благо для ненасытных "воришек" в комплекте идёт редактор карт и возможность загрузки пользовательских (коих уже огромное количество). Выкинуть скучные эпизоды и неинтересные этапы, плотнее сбить сюжет - и мы получили бы однозначный шедевр. Но пока что можно рассматривать Volume как способ отдать дань уважения первой Metal Gear Solid. Хорошо, но неидеально.
Копия игры предоставлена Bithell Games.