"Сосны" / "Уэйуорд Пайнс" (Wayward Pines, 2015)
Когда хитрый индус М. Найт Шьямалан ("Шестое чувство", "Неуязвимый", "Таинственный лес", "Девушка из воды"), за последние годы окончательно скатившийся в бессюжетные ад и содомию, заявил, что примется за сериал, я слегка занервничал. Некогда любимый режиссёр двинулся какой-то совсем своей дорогой и с завидной регулярностью разочаровывал. Не добавляло оптимизма и известие, что в основу сценария положена одноимённая трилогия Блейка Крауча. Не секрет, что телевизионщики как никто умеют растягивать сюжеты на десятки серий. А это дивное умение, помноженное на сотни страниц оригинала, грозило очередной "Санта-Барбарой" с отсутствующей концовкой.
Впрочем, опасения не подтвердились. Десятисерийное шоу оказалось вполне себе приятной фантастикой, хотя истинная жанровая принадлежность "Уэйуорд Пайнс" - тот ещё сюжетный спойлер. Самое главное, что в сериал не просто нагнали неплохих актёров и поручили корчить рожи, но и дали им материал, с которым можно работать. Ещё здесь есть неплохой сюжет, интрига, интересные персонажи и моральные дилеммы. Динамика порой зашкаливает - на некоторые серии приходится по паре-тройке важных "откровений" и твистов. А финал так и вовсе с чистой совестью можно назвать отличным.
Второй сезон находится на стадии планирования, но связан с первым он исключительно общей вселенной.
"Кремниевая долина" (Silicon Valley, 2014)
Комедийный сериал про высокие технологии, стартапы и гигантские неповоротливые корпорации объясняет нам доступным языком, почему, к примеру, вот это приложение работает через задницу и то только после молитвы, а в другом настолько уродливый интерфейс и нулевая эргономика.
Ситкомы сейчас находятся в своеобразном загоне: нормальные взрослые люди их не смотрят из-за зашкаливающей тупости и пресных шуток, рассказанных ещё дедом, а целевая аудитория то ли переключилась на что-то более высокоодухотворённое, то ли вернулась ко вновь набирающим популярность реалити-шоу, либо вовсе вымерла по примеру мамонтов. Тем интереснее, что за возрождение целого жанра взялся неоднозначный канал HBO, с равным успехом умеющий дать жара и трэша, но при этом найти отклик у масс.
В центре сюжета "Кремниевой долины" шестеро друзей... нет, не друзей, а скорее товарищей по несчастью, пытающихся с горем пополам организовать свои стартапы в центре Сан-Франциско. Разумеется, как это бывает во всех комедиях про гиков и ботанов, идеи у них как на подбор идиотские и соврешенно оторванные от жизни. Поэтому невероятный алгоритм сжатия нового поколения "Пегий дудочник" (альфа и омега всей агрессивной возни) становится скорее случайной удачей, нежели плодом тяжких, но осмысленных трудов.
Большая победа, что создатели сериала дают примерное представление о том, что творится в голове у программистов и визионеров от IT, но при этом не перебарщивают со скучными техническими подробностями и деталями. А потоки действительно смешных неприличных шуток и матюгов удачно подчёркивают общую атмосферу детского утренника для тридцатилетних программистов.
"Барыги" / "Нарки" (Narcos, 2015)
Одиозная фигура Пабло Эскобара (полное имя Пабло Эмилио Эскобар Гавирия) до сих пор не даёт многим покоя. Со дня смерти крупнейшего и известнейшего колумбийского наркобарона минуло почти 22 года, а воз и ныне там: большинство преступлений, совершённых им, до сих пор не ракрыто, да уже, наверное, и не будет. В 1989 году журнал "Forbes" даже оценил состояние Эскобара примерно в $1 млрд. Единственная проблема заключается в том, что оценка очень примерная: прозрачную бухгалтерию никто не вёл, а слухи на то и слухи. Некоторые историки предполагают, что состояние наркобарона было в разы больше.
Несмотря на то, что сериал Narcos по большей части основан на реальных фактах из биографии преступника и борцов с ним, показаниях причастных лиц и документах, стопроцентной достоверности ожидать не стоит. Не даром нам прямо с порога заявляют, что любые совпадение случайны, а следом дают определение термину магический реализм, так удачно зародившемуся именно в Колумии.
На протяжении десяти серий первого сезона нам подробно и в красках показывают становление Эскобара. Обычный наглый контрабандист однажды в силу определённых причин решает заняться производством кокаина и распространением наркотика на территории США. Сказано - сделано. И благодаря творческой жилке, бандит умудряется в короткий срок выстроить огромную подпольную империю, приносящую баснословные деньги (их даже приходится заворачивать в целофан и закапывать в джунглях, потому что такие объёмы наличности хранить просто негде), подмять под себя большую часть местных полиции и правительства, а также запугать врагов. Дошло до того, что Эскобар привлёк к себе внимание американских спецслужб, впоследствии на протяжении многих лет пытающихся ликвидировать ранее невиданную угрозу. И даже создал печально известный Медельинский картель.
На пользу сериалу пошли не только заимствование фактов из истории, но и то, что за режиссуру всех серий отвечал Жозе Падилья - автор крутых бразильских боевиков "Элитный отряд" и "Элитный отряд: враг внутри" (про чудовищный прошлогодний ремейк "Робокопа" давайте забудем - диктат студии и продюсеров, всё такое). Падилья как никто умеет сочетать злой современный нуар с солнечными тропическими декорациями.
"Крик" (Scream, 2015)
Телевизионная адаптация творения великого Уэса Крэйвена настолько далеко отошла от оригинала, что я заподозрил её в банальном отсутствии прав. Ну, то есть канал MTV каким-то хитрым способом разжился торговой маркой "Крик", но вот сценарий и все сюжетные ходы остались за первоначальными авторами. Отсюда практически полное расхождение, разве что образ убийцы с ножом и в маске на месте, хоть и претерпел сильную транфсформацию.
"Крик" образца 2015 года - это многосерийный молодёжный слэшер в худшем его проявлении. Старшеклассников из себя корчат по большей части тридцатилетние мужчины и женщины, что отсылает нас к нелепой эпохе 80-х и 90-х. Сюжетные ходы покрылись пылью ещё три десятилетия назад, сейчас они выглядят просто неприличными. А главная интрига - личность загадочного жестокого маньяка - способна заинтересовать разве что совсем далёких от жанра домохозяек. Глупые диалоги и никудышная актёрская игра станут вашими лучшими друзьями на протяжении десяти серий первого сезона (за ним естественно последует продолжение).
Смотреть заунывный "молодёжный" драматический ужастик стоит по двум причинам. Во-первых, жанр слэшера как таковой давным давно пора заносить в Красную книгу. Сейчас хватает всяких деконструкций, переосмыслений и гибридов, но смотрибельных и кристально чистых представителей можно по пальцам пересчитать. Больше всех на современный экземпляр тянет разве что киноэпопея "Пила", но пример так себе, поскольку серия успела пережить череду взлётов, падений и скомканный финал. Во-вторых, в те моменты, когда маньяк в "мешке для мусора" и в хирургической маске добирается до своих тупоголовых блеющих жертв, испытываешь практически физическое удовольствие. С чем авторы шоу однозначно справились, так это с созданием ненавистных зрителю персонажей. Сомневаюсь, правда, что такова была изначальная цель.
Если доберётесь до концовки, то смотрите её внимательно, многие зрители оказывается упустили из вида главный "облом", перекочевавший из фильма 1996 года.