От себя замечу, что правы все без исключения. С равным успехом игру можно записать и в чудовищные провалы, и в легендарные творения, потихоньку меняющие мир.
По сути Риден на протяжении полутора часов занимается примерно тем же самым, чем занимался в предыдущей игре: старательно водит игрока-зрителя за нос напускной метафоричностью и отвлекает его внимание от паршивенькой графики и невменяемого геймдизайна обещаниями в духе "Позднее вы сами всё поймёте". Ну, а тем, кто упорно не понимает, сам автор подробно объясняет смысл увиденного.
В этом и кроется главная проблема The Beginner's Guide. В The Stanley Parable за разнообразными и невинными на первый взгляд шуточками рассказчика зачастую скрывалась страшная правда, а нелицеприятная действительность регулярно давала о себе знать. Но большую часть происходящего отдавали на откуп воображению игрока. Точнее, непосредственного участника. В результате многие умудрялись нафантазировать себе гораздо больше, нежели изначально задумывали сказать авторы - отсюда все эти многочисленные статьи и посты о втором-третьем-четвёртом дне. В новой своей "игре" Дэйви берёт на себя роль даже не рассказчика, а профессионального "разжёвывателя" смысловой нагрузки. Таким образом, у нас отбирают самое ценное: простор для фантазии.
Доходит до смешного и одновременно нелепого. Вы оказываетесь в практически пустом пространстве и пытаетесь найти в нём хоть что-то интересное. Придающее смысл. Но автор говорит вам прямым текстом "А тут больше ничего нет, не старайтесь". Оказывается, весь винегрет из не связанных друг с другом уровней нужен исключительно для того, чтобы ознакомить нас с авторской позицией. А затем оставить наедине с постмодернистской концовкой, позаимствованной из какого-нибудь дурацкого артхауса.
Хотя, стоит заметить, проблемы создатель игры поднимает важные. На примере вымышленного разработчика Коды, упорно ваяющего свои странные шедевры, нам рассказывают о вреде одиночества, самоизоляции, боязни строить отношения с другими людьми. О том, что отдушина может оказаться иллюзорной и вообще путём, ведущим вникуда. И ещё о типичной человеческой манере не замечать собственные проблемы, но настойчиво копаться в чужих, наверняка вымышленных (потому что все мы очень любим примерять чужие жизни на себя и делать далекоидущие выводы из ничего). Заодно всеобщей зависимости от оценок и похвалы посторонних людей - "синдрому отличника" - дадут пинка.
Плохо только то, что Дэйви в определённый момент пересекает границу невозврата, напрочь утрачивает чувство меры и подменяет уместную иронию на совершенно неуместный пафос. Делает он это по понятным причинам, чтобы глубже погрузить нас, игроков, в повествование и придать своим словам веса. Но выглядит и звучит это жалко. И превращает минувшие полтора часа в прах - поток воспалённого сознания, не более.
Но пройти The Beginner's Guide стоит в обязательном порядке - это редкая вещь ручной работы.