Вторая часть с самого начала старается казаться более серьёзной. И хотя Ковак, негласный символ серии, пытается разбавить происходящее каплей иронии, от кардинально сменившегося настроения никуда не скрыться. Оно и понятно: то, что казалось местечковой заразой, расползлось по всей планете, зомби превратились в доминирующий вид, а человечеству остаётся только доживать свои последние деньки. Поэтому безумному самоделкину в сварочной маске не приходит в голову ничего лучше, как основать собственное поселение. Переживать сложившуюся ситуацию, так сказать, с максимальным комфортом. А там, глядишь, и само всё наладится.
Как ни удивительно, How to Survive 2 с чистой совестью можно назвать комплексной игрой. На место аркадному времяпрепровождению пришла необходимость построения и обустройства собственной коммуны для выживших людей. Следствием кардинальных изменений стала, например, прокачка всего на свете: теперь недостаточно перебить некое количество зомби, чтобы заполнить шкалу уровня, получить очко опыта и потратить его на полезную в хозяйстве способность. Для начала выполните задание на местности, получите определённое количество опыта, затем вернитесь в лагерь и прокачайте импровизированную базу. Поднимите уровень будущего поселения и тогда сможете улучшить себя любимого. Если не уделять внимания лагерю, то неизбежно упрётесь в потолок прокачки - это непрозрачно намекает на смену приоритетов. А после соответствующего "карьерного роста" можно и пассивными способностями заняться.
В результате местная ролевая система существенно усложнилась и выросла вширь и вглубь. Порой приходится поломать голову, что важнее в конкретный момент: улучшить поселение или потратить накопленный опыт на полезные перки.
Примерно по той же схеме теперь разблокируются новые рецепты и схемы. Надоело задыхаться от усталости, таская в своём рюкзаке гору полезных предметов? Постройте сундук для их хранения - Ковак расскажет как. Хотите получить доступ к производству огнестрельного оружия и патронов к нему? Так соберите необходимые материалы и постройте оружейную. Тоже самое касается и самых вкусных блюд, которые можно приготовить только на кухне. Просто так на голову здесь ничего не падает и для получения новых рецептов придётся поиграть в строителя.
Впрочем, даже в основной локации, отведённой под обустройство базы, следует соблюдать осторожность. Поначалу она кажется совершенно безопасной. Но стоит углубиться в лесную чащу, побродить по руслу высохшей реки или наткнуться на заброшенную железнодорожную станцию, как мигом выясняется, что под боком бродят зомби в ассортименте. Так что не стоит подчистую игнорировать правила ОБЖ. А самый правильный вариант - обнести владения высоченным забором в несколько рядов.
Ну и куда же без выполнения заданий старины Ковака и сбора полезных ресурсов. Для этого вам придётся совершать набеги на отдельные уровни. По своему устройству они напоминают вылазки в подземелья, встречающиеся почти в каждой ролевой игре. Вы выбираете задание, выставляете сложность (чем сильнее она превосходит текущий уровень вашего персонажа, тем жирнее награда в случае успеха) и вас закидывают на замкнутый уровень. Само собой, там вы пачками кромсаете и отстреливаете ходячую мертвечину, делаете то, что требуется, а потом возвращаетесь домой. Прокачиваетесь, отстраиваетесь, получаете новый квест и так по кругу.
И знаете что? Подобная цепочка очень и очень затягивает. Особенно радует, что пройденные карты можно загрузить снова - набить халявного опыта, испытать себя, собрать припасов. И важно отметить, что пока в игре нет полноценной сюжетной кампании, так что никаких особых подробностей истории разработчики узнать не позволят.
В мультиплеере вас ждёт плюс-минус тоже самое. Правда с друзьями играть становится гораздо интереснее и веселее. За шутками, прибаутками и безудержной болтовнёй вы можете не заметить приближения врагов, нарваться на толпу "скороходов", спровоцировать
волну. Бесценны моменты, когда вы промахиваетесь и со всей дури даёте битой по башке боевому товарищу, тот падает мешком на землю и тянет руку, требуя немедленной помощи. А на вас вдруг наседают упыри и не позволяют реанимировать павшего бойца... А за каждую гибель наказывают штрафом в 10% от итогового опыта...
Конечно пока рано говорить о How to Survive 2 как о законченном продукте, но сильно не достаёт самого очевидного функционала. Например, в кооперативной игре нельзя обмениваться найденными предметами. В итоге ваш лучший друг может умирать от голода, а вы не сможете поделиться с ним добрым десятком шоколадок. Ещё не повредили бы стелс-элементы: иногда так и подмывает подкрасться к одинокому мычащему зомби сзади и свернуть ему шею. К сожалению, такой фокус пока провернуть нельзя. И сильнее всего раздражает невозможность выбора количества предметов. Вот хотите вы спрятать в сундучке лишнюю сотню патронов или парочку мачете. Но нет, нельзя - либо кладите всю охапку, либо таскайте на своём горбу. Хотя всё вышеперечисленное наверняка добавят позднее - версия в Steam Early Access пока явно далека от финальной.
В любом случае, прямо сейчас у вас есть замечательная возможность приобщиться к игре и повлиять на её развитие в будущем. Да, пока нет сюжета, баланс хромает, попадаются баги всех мастей, а большинство заданий неизбежно скатываются к прямолинейной зачистке локаций и гринду. Но зато у EKO Software и 505 Games есть что показать самым нетерпеливым игрокам - контента для изучения хватает, что для раннего доступа нынче роскошь и невероятная редкость.
Понятно, что кому-то не понравится резкая смена жанра (из аркадного экшена "с элементами", да в местами хардкорный кооперативный сурвайвл), кого-то разочарует общая сырость и отсутствие базового функционала. Но это один из тех редких случаев, когда возня с лагерем меня искренне заинтересовала и выдернула из реальности, а гринд показался уместным и не раздражает.
А спорить о достоинствах и недостатках и делать далекоидущие выводы будем после релиза.