Стоит признать, что творческий подход сработал. Бесконечная басня про агента ЦРУ Рико "Скорпиона" Родригеса, свергающего тоталитарные режимы по пятницам, нашла своё место под солнцем, а коронный трюк - забраться на ходу на крышу автомобиля и расстрелять преследователей из пулемёта, а потом улететь на парашюте - закрепился в народном сознании как единственно верный способ послать трудности лесом.
Но, несмотря на минувшие годы, Just Cause 3 сложно назвать полноценным сиквелом. Скорее уж разбухшим аддоном ко второй части. Или авторским ремейком, переросшим в своевременное предновогоднее попурри.
И запомни, Рико: всё, что ты разрушишь, мы отстроим заново.
Нет ничего лучше, чем снести с утра пораньше парочку статуй местного диктатора... |
...затем принять участие в жаркой перестрелке с властями... |
...скрыться от погони самым оригинальным образом... |
...и завершить день на высокой ноте! |
Американское подразделение Avalanche Studios по сути действует как команда независимых разработчиков. Вот только вместо пропаганды странных философских идей, изобретения специфических, но малоинтересных механик и прочей шелухи, авторы написали самую настоящую оду творчеству раннего Майкла Бэя - того, что не успел ещё свихнуться на кокаиново-фотомодельной диете. Небо бороздят штурмовые вертолёты, сверкающие в лучах заката, сочащийся отовсюду пафос можно нарезать здоровенными ломтями, а взрывы легко затмевают солнце. Рико под вашим управлением становится классическим героем боевика: носится по полю боя как угорелый, расстреливает врагов шквальным огнём из всех стволов, уничтожает десятки единиц стратегических объектов диктаторской инфраструктуры и отпускает "крутые" шуточки. И никто не сумеет предсказать, что случится в ближайшие пятнадцать секунд - настолько быстро и бесконтрольно здесь сменяются события. Не исключено, что ваш гордый и самоубийственный штурм какой-нибудь нефтедобывающей платформы прервут боевые корабли и десант спецназа. Хотя с тем же успехом вы можете запрыгнуть с помощью крюка-"кошки" на штурмовой вертолёт с тяжёлым вооружением, отправить пилотов в неуправляемый полёт и "отутюжить" всех несогласных с вашей жизненной позицией.
И это, на самом деле, единственный заслуживающий внимания повод играть в Just Cause 3. Иных достоинств, способных повлиять на решение о покупке игры, я не заметил. Возможно глупый разухабистый сюжет с шутками из кинобоевиков 80-х и 90-х и заставит всплакнуть ностальгируюших поклонников суррогата вроде "Неудержимых", но его прямое назначение всего лишь познакомить игроков с парком устройств и возможностями экипировки бесстрашного Рико. К бесполезным и неинтересным наворотам можно с чистой совестью отнести и многочисленные испытания, необходимые для прокачки главного героя в рамках местной "ролевой системы" (снова перки, ага). Впрочем, если вы будете начисто игнорировать и то и другое, то всё равно сумеете освободить Медичи - здешние улучшения хоть и полезны, но не меняют игровой процесс кардинальным образом.
За пределами городов и важных правительственных объектов, которые надлежит найти, освободить и частично разрушить, огромный открытый мир выглядит мёртвым и искусственным. Малейшая симуляция жизни отсутствует как жанр. Ну да, можно иногда встретить какую-нибудь антилопу, которая мирно пасётся на лугу и в упор не замечает несущуюся на неё машину, или скромных автомобилистов, терпеливо ждущих, пока вы неловко развернётесь на трассе или выскочите из разбитого горящего автомобиля. Но в плане интеллекта население Медичи легко может соперничать с магазинными манекенами для одежды, а все ваши шалости неизменно встречает криками одобрения. Особенно интересно это выглядит, когда вы вытаскиваете хозяина седана на ходу с водительского сиденья: сначала "кукла" жалуется, что не выплатила оставшиеся три взноса за кредит, а спустя полсекунды вопит вслед что-нибудь вроде "Давай, Рико, покажи им!".
Безбожно устарела игра и технически, и морально. Несмотря на обновлённый движок, выглядит JC3 как типичный подрихтованный пастген, заблудившийся во времени: чудовищная анимация персонажей с пустыми глазами в катсценах, физика транспортных средств в стиле "Кусок мыла на мокром кафеле", невразумительная хаотичная стрельба из пластмассового стрекочущего оружия, баллистика, беспрекословно подчиняющаяся автоприцелу... Перечислять недостатки можно было бы вечно, если бы не одно но...
Чудесным образом проект попал в праздничную волну. Мне очень сложно представить человека, играющего в Call of Duty: Black Ops III и Assassin's Creed Syndicate ради создания у себя в душе праздничного настроения. А вот проходящего Just Cause 3 с этой целью - запросто. Да, бесконечное повторение пройденного обычно действует на нервы, но тут дивно расслабляет. А взрывы здесь такие, что залюбовавшись продолжительной цепной реакцией немудрено внезапно постичь дзен.
****
По давней традиции тотальное обновление Avalanche Engine вылилось в чудовищно низкую производительность и обилие багов, с которыми разработчики совладать пока что не в состоянии. Короче, первый блин вышел комом. Можно, конечно, грешить на устаревшее железо у большинства игроков, но закреплённая тема на официальном форуме Steam красноречивее любых пользовательских обзоров.
Если коротко, то даже если под капотом вашего PC скрывается конфигурация, легко превосходящая рекомендованные требования, то это ничего не гарантирует. Вполне возможно, что вы столкнётесь с утечками оперативной памяти, подгрузками участков локаций, подвешивающими игру даже на SSD, заикающимся звуком и отсутствием какого-либо эффекта в ответ на изменение графических настроек. Не так давно разработчики починили тормозящую сетевую статистику и выпустили фикс, вынуждающий игру завершаться корректно при выходе, а не молча вылетать в Windows. Остальные проблемы "анализируют" и обещают поправить при первой возможности.