Даже пугает игра Ubisoft Montpellier примерно теми же приёмами: тщательно нагнетает атмосферу одиночества и безысходности, обрушивает на слабого персонажа крепких и злобных врагов, окружает звенящей тишиной, а затем хлещет истошными криками жертв и рёвом упырей. В такой ситуации вас легко может вывести из душевного равновесия любой чих. И не только: стоит оказаться в спокойном и тихом местечке, как понимаешь, что расслабиться не получится - затишье, как известно, бывает перед бурей, поэтому самостоятельно накручиваешь себя и ждёшь подлянки.
Впрочем, частенько авторы обращаются к банальным до одури методам запугивания - спускают на вас орду бронированных мертвецов и вынуждают либо тратить с трудом накопленный боезапас в безрезультатных попытках отбиться, либо бежать без оглядки; запирают на импровизированных аренах и проверяют на выносливость и сообразительность.
И несмотря на увещевания вашего дистанционного напарника, бегство не всегда лучший способ справиться с трудностями. Зомби хоть и отчаянно тупы, но временами проворны: невовремя попытаетесь залезть на лестницу или нырнуть в вентиляцию, как покойник схватит вас за задницу и заключит в объятия, из которых уже не вырваться. Ещё заражённые умеют и любят кусаться. Не успели отпихнуть от себя прыткого покойника или не нашлось под рукой сыворотки-вируцида? Добро пожаловать в нестройные ряды беспокойной мертвечины, оглашающей окрестности рыком с британским акцентом.
И я уже молчу про особые разновидности врагов - их интереснее исследовать самостоятельно.
А терять персонажей всегда жалко. И дело не столько в их уникальности. Наоборот, независимо от того, достался вам солдат-дезертир, толстячок-ростовщик или секретарша, все они одинаково хилые и беспомощные. Просто постепенно подконтрольные вам человечки прокачивают свои стрелковые навыки, находят ценный лут и оружие. Заразились или погибли - и всё, поминай как звали. И ещё большой вопрос, сумеет ли новый герой добраться до бывшего коллеги по несчастью и отбить потерянное имущество. Если погибнет и новичок, то рюкзачок с оружием, боеприпасами, аптечками и прочими полезностями растворится без следа. А заново искать огнестрел по исследованным локациям тот ещё геморрой с неочевидными правилами.
И нет, это нисколько не Dark Souls. Скорее уж творческое переосмысление идей Obscure - в минисериале французов из Hydravision полюбившийся персонаж в любой момент мог отдать концы и потерять все пожитки. Правда там можно было изменить плачевный результат с помощью перезагрузки последнего сейва. В Zombi подобная роскошь отсутствует, игра старательно конспектирует каждую вашу неудачу в единственный слот сохранения.
Но как бы хорошо ни звучала концепция на словах, но серьёзной проблемой для многих игроков была и остаётся визуальная часть. Так уж вышло, что основной и единственной платформой для хоррора долгое время была немощная консоль WiiU, что вылилось в крайне блеклую картинку. И как ни маскируй ты позавчерашнюю графику фильтрами и постэффектами, а игра всё равно частенько выглядит хуже Comdemned: Criminal Origins, которой в прошлом году стукнуло десять лет.
На персональных компьютерах игра, разумеется, стала симпатичнее благодаря стабильной частоте кадров, высокому разрешению и увеличенной дальности прорисовки. Но мутные текстуры, принудительную хроматическую аберрацию, крохотные локации, полное отсутствие физики (все предметы обстановки намертво прибиты к полу и стенам, окружают нас сплошь статичные декорации) и прочие недостатки технического характера никуда не делись. А теперь вспомните на секунду, что живём мы в эпоху Dying Light.
Хотя порой художникам и дизайнерам удаётся удивлять игроков видами и панорамами, которые с трудом, но выдаёт дряхлый движок. При первом посещении Мемориала Виктории дождь льёт как из ведра, небо затянуто мрачными тучами, а обезлюдившие и охваченные огнём Лондонский мост и Тауэр надолго врезаются в память. И нельзя отказать разработчикам в умении нагнать жути простыми средствами: вымерший Букингемский дворец, превращённый в последнюю линию обороны отступающими войсками, и заброшенный детский сад наверняка заставят мурашки маршировать по спине стройными рядами.
В результате Zombi получилась на удивление противоречивой. На одной чаше весов безнадёжно устаревшая графика, банальный сюжет, наспех скроенный из всевозможных штампов и клише, необходимость мириться со странными дизайнерскими решениями (попробуйте погибнуть в одном из ключевых моментов и сразу поймёте о чём речь) и не самый удобный интерфейс. На другой - чудесная густая атмосфера упадка и разложения, полное отсутствие попыток вести игрока за руку по парку аттракционов и накатывающее чувство эйфории, когда удаётся отбиться от толпы мертвяков благодаря собственной смекалке. Похожие впечатления оставляла разве что недавняя Resident Evil HD Remaster.
И ещё это единственная возможность ознакомиться с достопримечательностями Лондона, погрязшего в хаосе и охваченного чумой.