Короче, много чего обещали, но сумели сделать разве что неплохой клон Uncharted. И на том спасибо, хотя Square Enix категорически не устроили продажи игры.
Rise of the Tomb Raider получилась ровно такой, какой я её себе представлял: меньше страданий и душевных терзаний Лары (барышня заметно повзрослела и заматерела), больше элементов открытого мира, выживания и крафтинга. При этом разработчики не стали ломать то, что хорошо работало в первой части и многое довели до ума. Например, гробницы: исследовать живописные и заброшенные архитектурные памятники стало заметно интереснее - это не столько забег через препятствия и поиск правильного маршрута, сколько решение занятных головоломок подручными средствами. И трудолюбивых археологов отныне награждают не только очками опыта, но и полезнейшими уникальными перками.
Заметно увеличили и зоопарк - прирождённые охотники одобрят, - и разнообразие живописных локаций. Тут вам и полуторачасовое приключение в Сирии (его можно смело продавать отдельно, как самостоятельный пролог и приличный интерактивный фильм), и фантастические ледники Сибири (родившиеся, наверное, прямиком из фантазии авторов), и мрачные опустевшие советские тюрьмы-лагери-заводы, и район геотермальных источников.
И повсюду сотни секретов, артефактов и укромных уголков, терпеливо дожидающихся своего внимательного исследователя.
К сожалению, на этом список достоинств RotTR обрывается. А дальше пойдёт тупое брюзжание.
Первое, за что стоит пнуть, да посильнее - титанический труд Рианны Пратчетт, старательно сливающей в унитаз сюжет не первого и наверняка не последнего проекта. История очередного превозмогания мисс Крофт, помноженная на поиски правды, источника бессмертия и способа очистить репутацию отца, полна бессмысленных поступков, пустых диалогов и настолько шаблонных ходов, что даже не смешно. Примерно за те же недостатки легко ругать и сагу про Натана Дрейка, но её всегда выручал юмор. В Rise of the Tomb Raider нет места хотя бы намёку на шутку или иронию, будьте добры вёдрами хлебать неуместный пафос, граничащий с безумием.
Доходит до того, что если выкинуть из канвы половину роликов и катсцен, то ничего принципиально не изменится - настолько они бессодержательны. А ещё откровенно скучны и полны "говорящих голов".
Прибавьте к этому пылающую ненависть ко всему советскому (ни разу не фанат СССР, но мне было неловко за авторов): злобные красноармейцы истребляли потомков византийцев тысячами, проводили какие-то ужасные эксперименты и наверняка жрали младенцев и насиловали стариков. И нисколько не удивлюсь, если у злодейского тайного ордена троицы внезапно окажутся русско-советские корни. Если клюква, то на полную.
Сюжет вообще худшее, что может предложить игра. Но от него никуда не деться, слишком много ему уделено экранного времени. Допустим, тысячелетние ледники в Сибири, обломки византийского корабля, греческие храмы и славный град Китеж, очутившийся неизвестно как поблизости, можно списать на тотальную безграмотность Рианны и Crystal Dynamics. Но как быть с бесконечными самоповторами? В это трудно поверить, но практически в каждой (ладно, через одну) сюжетной миссии вас будет неотступно преследовать один и тот же эпизод: Лара докопалась до очередного кусочка правды, потом случилось нехорошее - прилетели злодеи, начался обвал - и вам нужно сломя голову бежать сквозь взрывы. рушащиеся скалы и здания. Такое впечатление, что жаркими забегами и масштабными разрушениями нам пускают пыль в глаза и пытаются скрыть общую звенящую пустоту.
Здорово напрягает и экшен, который вам начинают настырно подсовывать со второй половины прохождения. Тупые враги со времён первой части так ничему и не научились: атакуют либо в лоб, либо изображают подобие тактики и прячутся за препятствиями, старательно высовывая из-за них головы и прочие бесполезные части тела. Пушки по-прежнему жалобно стрекочут и ощущаются кусками пластика, куда проще перебить всех супостатов особыми стрелами из лука. Благо навертеть этих особых стрел позволяют прямо в бою.
Со стелсом ситуация ничуть не лучше. Да, номинально он работает и тайком перебить ничего не подозревающих болванчиков бывает приятно, пускай они порой слепы и глухи до безобразия. Но иногда противники ни с того ни с сего вдруг демонстрируют соколиную зоркость и снайперскую меткость, так что куда проще истребить всех на бегу и продолжить путь.
Вот и получается, что лучшие моменты новых похождений Лары - это когда вас отпускают на волю и позволяют самостоятельно исследовать окрестности, охотиться и разгадывать загадки. Но стоит неподалёку забрезжить сюжету, как Rise of the Tomb Raider лавинообразно скатывается в средненький шутер с деревянными врагами и неубиваемой терминаторшей в главной роли. Перетерпеть самые кошмарные и нелепые эпизоды наверное стоит, но куда больше удовольствия от игры вы получите в том случае, если купите её как минимум в два раза дешевле.