Стоит, конечно, отметить, что студия Bigzur Games пошла своим путём и сделала скорее игру в духе приключений из начала и середины 90-х, в которых незадачливые путешественники отправлялись исследовать мрачные поземелья, склепы и лабиринты и находили себе приключений на пятую точку. В UnderDread происходит примерно тоже самое: отец с дочерью останавливаются на ночлег на постоялом дворе, а наутро выясняется, что дочурку похитил неизвестный. В местной деревушке бесследное исчезновение детей штука привычная, а немногочисленные намёки указывают на то, что злодей и виновник происходящего скрывается в полуразрушенном замке неподалёку.
И да, помните, что это своеобразный ремейк? В PC-версии вы не встретите никакого Слендермена, потому что унылого монстра вырезали из игры к такой-то матери. И это хорошо, поскольку он здесь был бы явно лишним. На свалку отправились и все намёки на f2p-монетизацию из оригинала.
А вот суть осталась прежней. Вы всё глубже и глубже спускаетесь в подземелья замка, решаете головоломки и собираете записки и страницы чужих дневников. Загадки на пути попадаются не то чтобы сложные, но нас заставляют нарезать круги по локации и внимательно осматривать каждый объект с намёком на интерактивность. Например, приходится обшаривать стены комнаты в поисках рычага, открывающего тайный проход, собирать пузырьки с подозрительным содержимым для приготовления раствора в алхимической лаборатории. Классика, скажете вы. И вроде бы ничего сложного в этом нет, но немало нервов попортят здешние обитатели и необходимость многократно возвращаться в ранее посещённые места.
По тёмным тайным залам бродят призраки. Злобные и смертельно опасные. Стоит проигнорировать приближающийся грустный вой потерянной души и столкнуться с ней лицом к лицу, как она радостно кинется навстречу с одной целью - поскорее отправить на тот свет. Так что совсем уж безалаберно блуждать по окрестностям не стоит: услышали вой - бегите к ближайшему укрытию, гасите фонарь и терпеливо ждите, пока опасность минует. Хотя иногда можно отыскать защитные амулеты, отгоняющие нечисть на непродолжительный срок. Но они попадаются не так часто, как хотелось бы. Да и лучше их не транжирить попусту, а сберечь на крайний случай - ближе к финалу они очень пригодятся.
Что до злополучного "бэктрекинга", то он здесь присутствует в полной мере. Будьте уверены, стоит вам открыть проход в ранее недоступный участок подземелий, как придётся возвращаться назад. Дело в том, что в той же упоминавшейся алхимической загадке от нас требуют собрать определённое количество разноцветных пузырьков с ингредиентами. И пузырьки эти разбросаны в случайном порядке по всему уровню. В случайном, так как стоит вам нелепо погибнуть, и они поменяют своё местоположение. И придётся снова обшаривать каждый закуток, начиная с контрольной точки. Благо последние разбросаны в UnderDread щедро, расставлены удобно, а ранее собранные предметы остаются в инвентаре даже после "воскрешения". Поэтому прогулки взад-вперёд меня совсем не раздражали - чего уж там, это ключевая механика каждого второго хоррора, - а порой неплохо так щекотали нервы. Ведь приставучие чудища следуют по пятам и приходится запоминать все удобные закоулки, в которых можно спрятаться от их тяжёлого взгляда. Тем более, в игре полно мест, где ни с того ни с сего начинают шептать и бормотать невидимки, раздаётся какой-нибудь грохот или шум за спиной. Встречается за прохождение и пара скримеров. В общем, пугают избитыми приёмами, но они работают на протяжении нескольких часов и этого оказывается вполне достаточно. Во многом благодаря атмосфере давно покинутого и заброшенного замка, чей владелец занимался какой-то таинственной чертовщиной.
Сбор упоминавшихся записок и страниц дневников носит опциональный характер. С одной стороны, главный герой способен самостоятельно сделать вывод, как именно решить свалившуюся на голову загадку. Да и авторы частенько подкидывают нам волшебные подсказки, которые можно использовать в любой момент - вас просто отведут в нужное место и укажут огромной стрелкой на необходимый предмет. Но с другой, благодаря им повествование ведётся сразу в трёх временных отрезках: детектив, разыскивающий пропавших в деревне детей, делится своими выводами, неизвестный безумец прямым текстом глумится над нами и иногда даёт чёткие инструкции, а учёный рассказывает о своих изысканиях и о том, к чему же приводит безудержное человеческое любопытство. И начинаешь собирать листки и свитки не из-за того, что без них дальше не пустят, а потому что интересно узнать, чем всё закончится.
А вот здесь и подстерегает главный облом. Во-первых, часть сюжетных линий попросту повисает в воздухе, а во-вторых, Bigzur даёт пинка в самом финале. Вместо того, чтобы поставить в истории точку, разработчики отделываются от игроков многозначительной табличкой "Продолжение следует...". И с этим можно было бы смириться, будь UnderDread эпизодической игрой, или чётко обозначенной первой главой цикла. Но нет, ничего подобного. Пока что это следует считать каноничной концовкой.
И портативные корни игры видны за версту. К ним можно отнести и странные сцены гибели главного героя, перекочевавшие из оригинала практически без изменений, и проблемы с отдельными анимациями. И даже некоторые элементы интерфейса (целеуказателями служат гигантские зелёные стрелки, жутко выбивающиеся из общей стилистики, а журнал необходимо прокручивать как на тачскрине). Да и саму картинку хоть и облагородили цветокоррекцией и постэффектами, но мутные текстуры бросаются в глаза и с этим ничего не поделать. Хотя большинство недостатков удачно маскирует полумрак, а общую скромную детализацию легко свалить на набирающую популярность lowpoly-стилистику.
В итоге UnderDread следует воспринимать скорее как пробу пера - первую на моей памяти вменяемую попытку отечественных разработчиков сделать атмосферный хоррор (и попутно перебраться с мобильных платформ на персональные компьютеры). Вот только формула, в которой прятки с монстрами сочетаются с решением головоломок в духе квестов 90-х, изрядно поистрепалась и пора бы с ней уже распрощаться. Если в следующей игре Bigzur Games сделает основной упор на сюжет и атмосферу, разбавит происходящее качественной режиссурой и необычными методами запугивания, то цены ей не будет. А пока "удовлетворительно".
Копия игры предоставлена Bigzur Games.