Но зачем? Ответ прост в своей нелепости и одновременно гениальности: чтобы собрать из обнаруженных обломков Пулю, убивающую время, и исправить многочисленные ошибки бурного прошлого представленных персонажей. Глупость несусветная? Ещё бы! Но какая же затягивающая и крутая...
Разумеется какой-нибудь глупый товарищ обязательно скажет, что разработчики из Dodge Roll нагло скопировали The Binding of Isaac, а то и The Binding of Isaac: Rebirth. Но это примерно из той же оперы, как винить вообще все "рогалики" и "шутемапы" в клонировании чужих - исконных - идей. Куда важнее, что Enter the Gungeon, несмотря на всю свою дикую адовую сложность, воспринимается очень лёгкой, бойкой и милой. И это несмотря на то, что я за шестнадцать часов, проведённых в игре, так и не сумел забраться дальше третьего уровня и, соответственно, третьего босса.
И неудивительно, что ключевую роль играет злой и безжалостный рандом. И какого бы персонажа вы ни выбрали, успех миссии целиком и полностью зависит от воли случая. Хотя сначала может показаться, что пассивные бонусы "классов" имеют значение.
Ну да, у десантника есть броня и более-менее мощный пистолет, но эту самую броню вы при неудачном раскладе потеряете в мгновение ока; пилот интересен разве что двумя пассивными скиллами, доступными по умолчанию; преступница сурова настолько, что в нагрузку к базовому пистолету таскает с собой и дробовик средней убойности; охотница же хоть и обладает двумя пушками, но лишена каких-либо способностей, а собачка-компаньон не выручит в бою, а всего-то поможет раздобыть какую-нибудь полезную плюшку на поле боя.
Но, как я и упоминал выше, игра целиком построена вокруг случайностей и неожиданностей, к которым просто невозможно подготовиться. Например, прохождение первого же уровня может с равным успехом оказаться смертельно опасным забегом сквозь орды плюющихся огнём противников, в поисках заветных сундучков с экипировкой и убежищ торговца и босса. И наоборот, лёгкой прогулкой по пустынным залам - с редкими перестрелками, неспешным созерцанием окрестностей и ключевыми локациями в шаговой доступности.
Подобные условности, правда, ничуть не смущают. Хорошо, сегодня не повезло, но впереди ждут новые свершения! Тем более, в процессе прохождения вы неизбежно встретите новых персонажей, поболтаете с ними о том, о сём, поможете с насущными проблемами. А потом вдруг встретите их в лагере в Бреши и внезапно выясните, что это так авторы проработали прокачку. Спасли принцессу с её механизированным телохранителем-големом? Получите в распоряжение магазин, в котором на заработанную за убийство боссов валюту позволяют приобретать полезнейшие скиллы и мощные пушки. Пользоваться ими сразу, конечно, не позволят, но велика вероятность, что ценное имущество обнаружится в обычном сундучке во время очередного "похода".
Но перечислять всех "товарищей по несчастью" нет никакого смысла - гораздо интереснее разыскивать их самостоятельно, а затем выяснять их полезность для общества искателей приключений.
А ещё Enter the Gungeon полна отсылок к массовой культуре. Иногда это очень прямолинейные и очевидные шутки, ориентированные на самую широкую аудиторию - вроде многочисленных отсылок к плеяде культовых фильмов и игр 80-х и 90-х. Но порой это что-то более тонкое и отнюдь не сразу бросающееся в глаза.
И в заключение важно отметить, что в творении Dodge Roll очень гармонично уживаются оба начала: безумный, подчас выматывающий хардкор кажется не такой уж большой проблемой на фоне общей легкомысленности подачи, по-настоящему юношеского задора и точного, ювелирно выверенного баланса во всех аспектах. Enter the Gungeon не подойдёт разве что человеку, на дух не переносящему игры, в которых наличествует перманентная смерть, хаотичная пальба во все стороны, а балом правит слепой случай. Всем же любителям камерных проектов и "рогаликов", утопающих в выстрелах и взрывах - обязательно к ознакомлению.
Копия игры предоставлена разработчиком/издателем.