Первый абзац стандартной рецензии на Wolfenstein: The New Order должен состоять из расшаркивания перед великой серией, которую и серией в привычном понимании назвать сложно. Можно вспоминать первые «правильные» части с Гитлером в меха-костюме, заметно посерьёзневшую Return To Castle Wolfenstein, взявшую курс на древний мистицизм, или полноценный ремейк 2009 года, который все ругают, но я нежно люблю. Хотя единственное, что по-настоящему нужно похоронить в бездне забвения - Wolfenstein: Enemy Territory.
Анонс The New Order я воспринял скептически, но верить хотелось в лучшее. Попытка Bethesda реанимировать пациента, спустя прилично так лет с последней части, да ещё в альтернативных 60-х, с рок-н-роллом, футуристичными пушками и солдатами рейха в силовой броне, казалась безумием. Или заведомо провальной авантюрой. А уж когда MachineGames начали в открытую хвастаться, что делают старый-добрый шутер 1.0, и в их игре не будет регенерации здоровья, доставшего всех подобия открытого мира и довеска-мультиплеера.
.
Но шведы все обещания выполнили: Wolfenstein образца 2014 года оказался безумным мясным шутером - таким, который многие обещали сделать, но по разным причинам до сих пор не смогли. Разработчики не грузят вас лишними механиками и условностями, они просто дают вам кучу смертоносных игрушек (одна другой круче) и выпускают на волю с единственной целью - перемолоть в фарш как можно больше нацистов. А убивать их здесь очень и очень приятно, благодаря правильному настрою чувствуешь себя важной частью единой экосистемы, истребляющей паразитов. Сложность правильно балансирует на той грани, когда ты далеко не бессмертный и всемогущий, но можешь отправлять на тот свет врагов пачками.
Ещё очень важно, что никому, к счастью, не пришло в голову выставить нацистов эдакими классными ребятами в стильной форме, строившими на опережение свой Евросоюз планетарного масштаба. Как и положено, это толпа мерзавцев, дорвавшихся до власти и взявших на вооружение философию нелюдей. Поэтому не удивляйтесь, к примеру, сценам пыток политических заключённых, зверским экспериментам, расстрелам и будням концентрационного лагеря. Всё вышеперечисленное - лишь верхушка айсберга. Остальную его часть игрок самостоятельно обнаружит в архивных записях, дневниках персонажей игры и в скупых на подробности отрывках газетных статей.
И всё же, несмотря на многочисленные реверансы в сторону именитого предка, больше всего Wolfenstein: The New Order почему-то напоминает другую великую игру - Half-Life 2. В шутере MachineGames как и в творении Valve масштаб происходящего очень правильно чередуется с некоей камерностью. Рядовые зачистки блокпостов, стелс-эпизоды и необязательные на первый взгляд сценки мирной жизни сменяются уничтожением гигантских шагающих роботов, сносом мостов и зданий. И на протяжении всего путешествия, куда бы не занесла нелёгкая, вас не покидает ощущение обречённости: война давным давно проиграна, победители со свастикой на рукавах с железной решимостью возвели свой новый порядок на костях несогласных, проигравшей стороне ожидаемо приходится не сладко. А вся эта партизанская возня - даже не самоубийственная миссия, так, предсмертные судороги.
Поэтому можно долго крутить носом, строить из себя эксперта и ругать WTNO за очевидные огрехи, которые при желании легко откопать в любом художественном произведении – на то они и художественные. Но лаконичная и горькая своей правдивостью концовка, без привычного пафосного хэппиэнда, вышибает почву и желание язвить даже у самого предвзятого скептика. Одно слово: «Браво».