Шутер от первого лица, в простонародье "шутан" и FPS - это специфический жанр компьютерных игр, но это вы и без меня знаете. А ещё FPS - это авторский фильм начинающего немецкого режиссёра Андреаса Тома, решившего провернуть невозожное - перенести впечатления от игры в область кинематографа. Вот только итоговый результат фильмом-то назвать сложно, не то что хорошим.
В "Шутере" номинально присутствуют знакомые нам с детства обязательные жанровые элементы - интерфейс, оружие, вид из глаз, руки в полэкрана и даже меню. Но происходящее на FPS как-то не тянет: в большинстве разборок главный герой использует холодное оружие, а сами стычки с врагами здесь явление довольно редкое и кратковременное. А вот на неспешные прогулки, чтение записок и разглядывание стен однотипных локаций уходит большая часть хронометража. Какой-то плохонький современный сурвайвл-хоррор, не иначе.
К сожалению, Андреасу ещё и невдомёк - в силу неопытности или других причин, - что снять фильм целиком от первого лица - сама по себе сложная задача, которая под силу лишь крепким профессионалам. И тем более он не понимает, что нельзя переносить игру на экран "в лоб", иначе получится тормозной летсплей или рельсовая пострелушка, в которой не позволяют (да и не очень хочется) принять участие. Отсюда же вытекают все прочие проблемы: неумелые попытки замаскировать монтажные склейки стилизацией под катсцены, порой странная перспектива, руки, живущие своей жизнью, маячащая операторская тень. За все 79 минут у меня ни разу не возникло ощущения, что я правда нахожусь в чьей-то голове и смотрю на мир чужими глазами. Нет, есть только изображение, поверх которого наложили другое, заметно отслаивающееся. Ну хоть обошлось без "рыбьего глаза" GoPro.
С историей, одним из столпов любого кино, тоже всё плохо - очередной набор клише и шаблонов про вирус, повальную зомбификацию населения, злобного безумного учёного и героя, разыскивающего беременную жену. Причём записки и страницы дневника, посредством которых подают большую часть сюжета, написаны, кажется, каким-то не очень старательным школьником, хорошо знакомым с играми и ковшом черпающим из них вдохновение. А самое ужасное, что главгерой болтает без умолку, делая вид, что он современный Дюк. Нет, чувак, ты унылый мудак, ржущий невпопад и отвешивающий неуместные "остроты".
Похвалить создателей "Шутера" можно лишь за две вещи: довольно качественный по меркам кустарного кинематографа грим монстров и редкие моменты саспенса. Когда ты смотришь на мир через небольшое окошко, а вне его границ раздаются жутковатые звуки, это правда нервирует. В остальном, очередная идея короткометражки или оригинального маркетингового материала, растянутая до полного метра. Спотыкающееся на ровном месте и сбивающееся с собственного ритма нечто.