Вчера я закончил смотреть "Клан Сопрано" - сериал, удостоившийся горы всех мыслимых индустриальных наград и названный многими критиками лучшей телевизионной драмой всех времён. Пару лет назад я бы сказал, что кому нужен очередной криминальный многосерийный эпос. А сегодня назову восемь причин отложить в сторону дела и начать смотреть его прямо сейчас.
1. Возможность взглянуть на жизнь американского захолустья, застрявшего на стыке разных эпох
Город Нью-Джерси, который находится в эпицентре практически всех событий, разительно отличается от привычного зрителям образа гламурного и сверхдорогого близлежащего Нью-Йорка. Народ тут собрался в основном рабочий, развлечений немного, разве что стриптиз-клуб "Бада-Бинг" по вечерам манит праздничными огнями. Неудивительно, что выглядит Джерси этаким местом, прочно застрявшим на рубеже эпох: тут одеваются как в конце тех же 80-х, живут преимущественно в дешёвых "фанерных" домах и ездят на безвкусной авторухляди (такую "классикой" назвать язык не повернётся).
2. Без провисаний
Ещё одна победа коллектива сценаристов - цельный сюжет, не провисающий ни на серию. Даже если речь идёт о проходном эпизоде (вроде тех, что телевизионшики обожают снимать к Рождеству) в нём обязательно найдётся местечко для развития основной интриги. И в кабинете психиатра, когда Тони изливает душу или делится очередной проблемой, интерес к происходящему не угасает.
3. Мешанина жанров
Создателям сериала удивительным образом удалось смешать кучу жанров в одном произведении, но при этом не потерять нить повествования и не сломать напрочь стилистику. По большей части "Клан Сопрано" - это, конечно же, криминальная драма, причём калибра первого "Крёстного отца". При этом сериал иногда заносит в подобие детективного триллера, чёрную комедию и даже в чистый психодел (когда дело касается снов, видений и галлюцинаций неугомонного Тони Сопрано). Плюс есть несколько эпизодов, прямо отсылающих к хоррорам 80-х - лицезреть их особенно жутко, когда понимаешь, что тем же самым расчленением трупов и удушением стукачей занимаются обычные люди, а не урождённые маньяки, сбежавшие из дурдома. Да, шокированы будут даже поклонники Фредди, Майкла и Джейсона.
4. Крайне экспрессивная лексика
О важности и художественной ценности нецензурной брани в рамках криминальных драм написано не одно научное исследование, но в сериале Дэвида Чейза сценаристы взяли новую высоту: главные герои и центральные действующие лица ругаются, ссорятся и просто кроют друг друга трёхэтажным с такой бешеной энергией и экспрессией, что каждая подобная сцена превращается в полноценный мини-спектакль, достойный подмостков авангардистских и экспериментальных театров.
5. Каждая серия - законченная история со своей фабулой
Если вы посмотрите хотя бы сезон, то заметите, что каждая серия - это законченная мини-история со своими сюжетом, главными действующими лицами и даже стилистикой. Пускай на фоне кипят страсти центральной линии, здесь и сейчас происходит что-то уникальное и самодостаточное. Иногда на уровне басни или рассказа, но порой в форме злого пошлого анекдота.
6. Аутентичность
Говорят, что людям, знакомым не понаслышке с бытом мафиозных криминальных группировок, порой становилось не по себе во время просмотра "Клана Сопрано". Неудивительно: Дэвид Чейз - создатель, сценарист и продюсер шоу - неоднократно встречался с криминальными авторитетами в разных тюрьмах, чтобы побольше выведать об истинном положении дел в "семьях". Кроме того, ходили слухи, что Чейз даже какое-то время тусовался с преступными боссами Нью-Йорка, чтобы увидеть изнанку мира собственными глазами. Ещё одной большой победой смело можно назвать актёрский состав: итало-американцев играют настоящие итало-американцы, привычные к собственным языку и традициям.
7. Единственный пример того, как многогранен талант Джеймса Гандольфини
Долгое время считалось, что Джеймс Гандольфини комик, время от времени играющий в постановках на Бродвее и появляющийся в эпизодических ролях на большом экране. Но "Клан Сопрано" стал пиком его карьеры: именно в сериале актёр сумел показать все грани своего мастерства. В одних сценах Тони мог казаться добродушным толстячком и примерным семьянином, в других оборачивался похотливым бабником и обжорой, но порой показывал истинное лицо и становился "грустным клоуном". Хотя при всём перечисленном был и оставался вспыльчивым, наглым и жестоким руководителем крупнейшей ОПГ Нью-Джерси.
8. Крутой многослойный финал
Закончился сериал ровно в тот момент, когда и должен был. Шоу ушло с экранов на подъёме, создатели ни разу не облажались, а Тони навсегда остался в наших сердцах и памяти хорошим парнем, умудрившимся родиться не в той семье, не в то время и выросшим не в тех условиях. Впрочем, у заокеанской публики из-за концовки, предполагающей небольшое умственное напряжение, случилась истерика: её дружно признали неоднозначной и даже "сливной", кинулись строчить гневные петиции на адрес HBO с требованием продолжить сериал седьмым сезоном. Но авторы, к счастью, настояли на своём и финал остался неизменным. И даже породил множество противоречащих друг другу трактовок.