Неспроста на стартовом экране, прямо в тексте предупреждения, разработчик с необычным именем Джон Олдблад берёт слово "игра" в кавычки. Его творение действительно сложно оценивать по привычным лекалам и подгонять под шаблоны жанров, поскольку как таковой механики в чистом виде здесь нет. Есть point&click-управление, необходимость перемещаться с экрана на экран и общаться с одинаково неприятными, даже пугающими персонажами. Плюс приличное количество текстовых диалогов и парочка несложных загадок (таких, чтобы вы особо не расслаблялись и не теряли нить, но и не бегали с истеричными воплями по округе).
Но на самом деле - если отвлечься от поиска родовых признаков - плод трудов Олдблада - это причудливая смесь мрачного рассказа, интерактивной пьесы и неспешного кинематографичного хоррора, доводящего до исступления отнюдь не избитыми приёмами, а кошмарной тематикой. Извините за пошлые формулировки и неловкие конструкции.
Довершает неуютное первое знакомство предупреждение "Основано на реальных событиях". И пускай автор скрывает реальные имена и названия мест, но при желании до правды можно докопаться благодаря нескольким подсказкам, неясным намёкам и параллелям. Для поклонников теорий заговора и мета-историй вовсе раздолье и огромное поле для деятельности. В сети, к слову, уже бродят несколько альтернативных толкований сюжета.
На протяжении примерно полутора-двух часов придётся исследовать практически безжизненные локации, обшаривать жуткие полузаброшенные здания и общаться с существами одно безумнее другого (назвать их людьми язык не поворачивается). Поначалу можно решить, что создатель слишком долго запрягает и чересчур акцентируется на прелюдии. Отчасти это верно: на протяжении первых трёх актов не покидает мысль, что за гротескной стилистикой и странными диалогами (в том числе, и с голосом в голове) больше ничего нет. На экране творится какой-то хардкорный и извращённый ремейк "Алисы в стране чудес", а разговоры не вносят ясности в картину мира, только сильнее запутывают. Мрачный эмбиент иногда прерывается всплесками скримеров и это сбивает с толка окончательно.
И несмотря на свою любовь к кровище и мясу, я несказанно рад, что в самые жёсткие моменты изображение гаснет. Воображение и так рисует ужасные картины под стать характерным звукам, а участвовать в происхоядщем безобразии нет никакого желания.
Настоящий праздник начинается ближе к финалу, когда, собственно, уже поздно отступать и сворачивать с проторенной дорожки. Главный герой (имя его, при желании, вы можете попытаться отыскать сами) совершает определённую цепочку действий, выстраивает вокруг напрочь больную вселенную и в результате приходит к лаконичному финалу. Masochisia в этот момент резко отбирает у вас управление, начисто сносит четвёртую стену и внезапно ставит знак равенства между вами и "протагонистом". И ещё полностью оправдывает своё название: по итогу ты измучен и разбит "новым опытом".
Копия игры предоставлена Oldblood.