Неприятным открытием 2015-го стало падение качества PC-версий всех без исключения блокбастеров. Если честно, то не могу припомнить ни одного крупного релиза в этом году, не обернувшегося бы очередным скандалом, шумным выяснением отношений с разработчиками или обвинением последних в очевидной халтуре. И если в отдельных случаях происходящее можно было свалить на отсутствие необходимого опыта или комплексный подход, при котором накладок не избежать - тот же The Witcher 3: Wild Hunt преподнёс несколько неприятных сюрпризов своим владельцам, а Fallout 4 оказался традиционно сырым, как и все прежние проекты Bethesda, - то в некоторых кроме как на халатность происходящее не свалишь. Например, Batman: Arkham Knight и Mortal Kombat X успешно закрепили за WB статус главных ПК-ненавистников. В очередной раз облажалась Treyarch - её Call of Duty: Black Ops III у многих игроков работала через силу, да и сейчас не блещет. И вишенка на торте: Just Cause 3 до сих пор играется ни шатко ни валко, но создателей куда больше интересует поточное производство фиксов для сбоящей онлайновой статистики, нежели борьба с утечками памяти, вылетами на рабочий стол при каждом завершении игры и подгрузками, ставящими игру "на паузу" в несколько секунд.
Абсолютный чемпион в номинации "Лучшая PC-версия 2015". |
А на DSOGaming вы найдёте список самых оптимизированных игр.
Скорее всего мы переживаем ту самую эпоху адаптации под нынешнее поколение консолей. Можно сколько угодно называть PS4 и Xbox One персональными компьютерами в компактных корпусах, но ровно тоже самое происходило на рубеже 2007-2009 годов. В общем, "надо потерпеть". Хотя нет никаких сомнений, что всё это были цветочки, а ягодки ждут нас впереди.
Сюда же можно отнести и многочисленные доказательства даунгрейда визуальной части: "предвыборные обещания" так и остались обещаниями, а железная начинка консолей оказалась слабее, чем ожидалось. Никаких прорывов в плане компьютерной графики ждать не стоит.
Главная игра года (по версии профильной прессы) не сумела избежать предрелизной пластической операции и "оптимизации". |
Кроме того, внезапно я пришёл к выводу, что термин "инди-игры" так и не стал термином, обозначающим что-то конкретное, а превратился в удобное оправдание собственным ошибкам, красный флаг для ненавистников небольших игр и прочая-прочая. При желании можете ознакомиться с моим, с позволения, манифестом хоть сейчас. Но если коротко и по сути, то от позорного клейма "инди", втоптанного в грязь отдельными индустриальными деятелями, нужно как можно скорее избавиться. А небольшие игры называть просто небольшими играми.
Ещё наметился самый настоящий кризис в среде шутеров. Некогда самый популярный жанр ныне жив исключительно благодаря переизданиям, обновлениям для Destiny и ежегодному конвейеру Call of Duty. Впрочем, есть надежда, что в следующем году Doom всколыхнёт застоявшееся болото и даст жару, а Deus Ex: Mankind Divided окажется добротным гибридом стелса, прямолинейного боевика и ролевой игры.
Издатель надувает щёки и хвастается заоблачными продажами, но на успешные игры через месяц после релиза не делают скидку в 25%. |
Кстати о Call of Duty. Можете мне не верить, но постылые ежегодные серии переживают сейчас не лучшие времена. И не столько в идейном плане, сколько в финансовом: крупнейшие розничные сети (вроде GameStop и Amazon) рапортуют, что продажи новых глав COD и Assassin's Creed оказались сильно ниже ожидаемых. И хотя Activision сообщала об огромном интересе игроков к Black Ops III, вылившемся в рекордные цифры предзаказов и ранних продаж, сейчас игру (спустя всего месяц) продают в Steam со скидкой в 25% - явно не от хорошей жизни. С Ассасином всё куда прозаичнее: серии будет очень сложно вернуть доверие аудитории после такой лажи, как Unity.
Конечно говорить о тотальном финансовом крахе преждевременно, но первые тревожные звоночки прозвучали.
Наблюдается и сильная турбулентность на консольном рынке. Дело даже не в малом количестве эксклюзивов для платформ. Сейчас происходит такая неприятная вещь, как падение пользовательского интереса к продуктам: единственная по-настоящему успешная консоль - это PS4. Догоняющая Xbox One продаётся в несколько раз хуже - настолько, что недавно Microsoft прекратила публиковать открытые данные о продажах. Оно и понятно, суммарный тираж едва ли превышает 15 млн., в то время как главный конкурент преодолел планку в 30 млн. Про Nintendo WiiU говорить смысла нет: высокобюджетная мультиплатформа на ней выходить практически перестала и теперь это такой специальный агрегат для Марио, Зельды, обратной совместимости с Wii и "инди".
Фил Спенсер, глава подразделения Xbox, верит в светлое будущее. |
Последний гвоздь в крышку гроба XOne могут забить низкие продажи эксклюзивов: прошлогодние Ryse: Son of Rome, Dead Rising 3, Titanfall и Sunset Overdrive не могут похвастаться заоблачными тиражами и в большинстве своём перебрались на другие платформы; новёхонькие Halo 5 и Rise of the Tomb Raider тоже продаются ужасно. Давние партнёры покидают Microsoft: к примеру, Activision, которая променяла многолетние дружеские отношения на большую аудиторию - основной платформой для COD и Destiny стала PS4.
И пока Microsoft обещает поддерживать Windows 10 играми, Sony начинает поглядывать на PС-рынок. Остаётся надеяться, что Helldivers была пробным шаром и вскоре список из базы Steam станет реальностью.
А ещё на Xbox One выходят худшие версии мультиплатформенных игр и это говорит о многом.
Ну и напоследок. Да, прогнозы аналитиков подтвердились и мы живём в эпоху ремейков и ремастеров. В общем-то с играми сейчас происходит примерно тоже самое, что и с кинематографом: возвращаются хиты из далёкого прошлого, слегка облагороженные и доработанные в техническом плане; то, что нельзя перенести "в лоб", пересаживают на Unity и отправляют на полки цифровых магазинов за $20. С одной стороны, это здорово - у новой аудитории есть возможность познакомиться с хорошими, но устаревшими и подзабытыми играми. С другой, иногда кажется, что кроме ремейков, ремастеров и сиквелов вообще ничего не выходит.