Складывается впечатление, что не было недавнего страшного жанрового голода, когда приходилось перепроходить старые заслуженные ужастики и громогласно рассуждать о гибели некогда популярного направления, ставшего жертвой повальной коммерциализации. Не так давно балом правили поделки вроде Slender: The Eight Pages - скучные, безыдейные, разработанные людьми, незнакомыми с истоками и корнями. Сейчас же есть из чего выбрать, а порой вовсе встречаются очень самобытные, даже уникальные проекты, умело сочетающие привычные условности и авторский подход.
Как кто-то правильно заметил на странице в Steam, Layers of Fear - это правильный клон P.T., незаслуженно уничтоженной Konami. Как и в совместном творении Гильермо Дель Торо и Хидео Кодзимы нам предстоит бродить по зацикленным комнатам, видоизменяющимся от раза к разу, искать улики, проливающие лучики света на сюжет, и пугаться каждого шороха и движения. Вот только масштабы действия заметно выросли - исследовать предстоит целый дом.
Начинается Layers of Fear с того, что талантливый художник в приступе то ли беспамятства, то ли сиюминутного помешательства возвращается в опустевший дом. Всё вроде бы хорошо, но жена и ребёнок исчезли. Затем постепенно начинаешь обращать внимание на следы беспорядка, пыль по углам, пустые винные бутылки, встречающиеся повсеместно. Закрадываются нехорошие подозрения, которые лишь усиливают резко накатывающие воспоминания главного героя (ими он спешит поделиться при обнаружении важных предметов).
Немного погодя сталкиваешься с первыми проявлениями психического расстройства нашего протеже. А ещё через пару десятков минут вы почти наверняка окончательно утратите связь с реальностью и перестанете понимать, что происходит на самом деле, а что является лишь порождением больного рассудка.
Причём игра насквозь пропитана духом декадентства - настолько сильно, что это вводит в ступор и вызывает закономерный вопрос: почему до подобного додумались лишь авторы Amnesia - The Dark Descent, да Bloober Team? Великолепие минувшей эпохи соседствует с прахом и разложением настоящей, и вместе это формирует уникальную атмосферу. Да такую плотную и густую, что её можно нарезать ломтями и раскладывать по тарелочкам.
Очевидно, про талантливого художника, заблудившегося в своих безумных кошмарах, не рассказать посредством схематичных набросков. И здесь разработчики удивляют и поражают: в их умелых руках многострадальный движок Unity, ранее не замеченный за подобным, выдаёт картинку потрясающей красоты. Обилие мелочей и деталей, красивая цветовая гамма, замысловатая игра света и тени, совершенно фееричные и многослойные эффекты - такой графики вы скорее всего не встречали в инди-играх. Каждый кадр Layers of Fear, без преувеличения, можно смело распечатывать на хорошей фотобумаге, вставлять в рамочку и вешать на видное место.
При всей своей неторопливости и плавности игра ни на секунду не провисает, не сбавляет темпа и не заставляет вас в недоумении искать триггер, запускающий очередную цепочку событий. Практически каждый шаг хромого беспамятного героя отзывается реакцией окружающего мира, а планомерное движение вперёд оборачивается калейдоскопом неизменно пугающих образов. В деле запугивания Bloober Team вообще достигает высот, недоступных большинству сочинителей хорроров: полностью отказавшись от скримеров и прочих дешёвых трюков, которые нам сегодня предлагают в ассортименте, разработчики умудряются нагнать запредельной жути классическими приёмами - внезапным детским плачем, самопроизвольно открывшейся скрипучей дверью, промелькнувшей тенью, протяжным воем ветра за окном (его несложно принять за рёв неведомого чудовища). Подобные моменты грамотно чередуют с эпизодами агрессивного запугивания, когда окружающая реальность по мановению злой волшебной палочки меняется, искажается самым причудливым образом и начинает напоминать неканоничную версию ада, погрязшего в сюрреализме и мешанине красок.
Из необязательных вроде бы мелочей складывается качественная режиссура. Старинные мрачные портреты при вашем приближении сгорают и осыпаются хлопьями пепла, корчат уродливые рожи за спиной и кардинальным образом меняются. Локации, неоднократно посещённые, авторы могут внезапно украсить ржавыми цепями, чумазыми куклами, крысиными трупиками и высохшими реками чёрной краски. Хватает и хитрых визуальных фокусов с перспективой и мгновенной трансформаций предметов и помещений.
Во время своего двухчасового путешествия я неоднократно сталкивался с развилками. Точнее, я думаю, что это были развилки, возможно даже сюжетные. Например, однажды подошёл к очередной двери и увидел надпись - вроде бы "Не оборачивайся" или "Не смотри назад", не помню точно. За спиной раздавались стенания женщины и она, судя по звукам, приближалась. Поскольку я уже имел счастье столкнуться с той особой лицом к лицу и не горел желанием повторить рандеву, то банально струсил, не стал испытывать удачу на прочность и спокойно пошёл дальше. Но победить соблазн заглянуть в глаза ужасу было сложно. В другой раз путь лежал в чёрный зияющий провал, в котором мелькала полупрозрачная фигура - мурашки по спине так и бегали стройными рядами, руки предательски дрожали, а воображение рисовало сцены одна ужаснее другой. И стоило мне собраться с духом, как сбоку отворилась запертая дверь в залитую тёплым светом комнату. Третий пример - прыгать в наполненную тьмой дыру или проследовать в привычную дверь.
Смекаете? Каждый раз я выбирал наиболее безопасный с житейской точки зрения вариант, хотя игра до мозга костей сюжетная и в ней нельзя не только умереть, но и сколько-нибудь пораниться. Создатели заигрывают с нашим животным восприятием сигналов угрозы и заставляют поверить в реальность происходящего на экране. Не могу даже представить, во что это выльется при использовании устройств виртуальной реальности - наверное нас ждут новости о сердечных приступах и нервных срывах.
Сейчас в Bloober Team полагают, что игра готова примерно на три четверти. Вернее, команда была уверена, что проект завершён полностью, но несколько тайных рецензий и опыт тестеров показали, что подачу сюжета стоит переработать, а событий и "пугалок" добавить побольше. Признаюсь честно, у меня уже есть предположения относительно истории и её финала, но я очень хочу, чтобы концовка удивила и оставила приятное послевкусие. Будет очень обидно, если потрясающее приключение завершится очередной банальщиной.
Копия игры предоставлена Bloober Team.